15.01.2013 00:45
Экономика

Борис Титов: Омбудсмен сможет участвовать в арбитражных и уголовных делах

Бизнес-омбудсмен получит беспрецедентное право посещать своих подопечных в следственных изоляторах
Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - Новое законодательство: №1 (879)
Закон об уполномоченном по защите прав предпринимателей прошел первое чтение в Госдуме. В преддверии второго чтения, назначенного на февраль, "РБГ" узнала в подробностях о нововведениях, которые готовит долгожданный документ, у Уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
Читать на сайте RG.RU

Борис Юрьевич, кто писал этот закон?

Борис Титов: Команда юристов, которая работала бесплатно, на общественных началах. Есть такое понятие среди западных юристов - PRO BONO. Это их общественная нагрузка и в то же время приобретение бесценного опыта и практики. Потом, конечно, закон прошел огонь и воду. Пока только медных труб не было. По поводу закона было очень много дискуссий в правительстве, в администрации президента. Только Эльвира Набиуллина провела четыре совещания на эту тему. К работе были привлечены все департаменты, прежде всего главное правовое управление. А также все министерства, которые хоть какое-то отношение имели к этому закону. Всякая дискуссия рождает компромиссы, и, конечно, тот закон, который был вынесен в правительство, в Государственную Думу, является плодом достаточно серьезного компромисса. Владимир Путин, когда говорил о создании этого института, конечно, видел его немного другим. Говорил о таких правах, как приостановка даже нормативных правительственных актов. В том случае, если они противоречат правам предпринимателей. К сожалению, этого в законе нет. Но с чего-то надо начинать! Например, с выписки предписаний по приостановке муниципальных актов.

На что нацелен закон?

Борис Титов: Прежде всего на защиту прав предпринимателей. Институт омбудсмена не может заниматься всеми вопросами, поэтому он в первую очередь нацелен на то, чтобы работать с обращениями предпринимателей, чьи права нарушены. А также когда обращения в государственные органы не дали результата, вовсе отказано или вопрос волокитится. Вот для этого существует омбудсмен. И, наверное, самое главное в законе, что омбудсмен будет существовать как представитель отдельного государственного органа, не будет входить в систему исполнительных государственных органов, в систему администрации президента. Он будет подчиняться только напрямую президенту. Очень важно, что у омбудсмена будут свои права, то есть дополнительные полномочия, которые отличают институт уполномоченных от остальных. Прежде всего это касается обращений в государственные органы. В течение 15 дней уполномоченный должен получить ответ, причем конкретно от того чиновника, к которому он обратился. А не от секретаря этого чиновника. Кроме того, у него будет право заходить во все тюрьмы, СИЗО, для того чтобы получить информацию от предпринимателей, кто содержится в СИЗО или уже после приговора отправлен в тюрьму.

То есть без предварительного звонка?

Борис Титов: Да. Без согласования.

Только вы сможете заходить туда или ваши региональные представители тоже?

Борис Титов: Пока, по федеральному закону, только я. В регионах этого нет. Но по моему письму, по моей доверенности, они тоже будут пользоваться таким правом. Также защитник прав предпринимателей сможет входить в любые другие государственные органы, принимать участие в советах, даже в работе правительства, в работе любых государственных органов. Важно, что омбудсмену будет дано полномочие быть одной из сторон в процессе и, что очень важно, участвовать в судебных заседаниях. Это касается арбитражных и уголовных дел. То есть есть обвинитель, есть прокурор, есть защитник, а есть омбудсмен, который выступает на правах общественного защитника. Будет дано право проводить экспертизу, в том числе судебную.

То есть вы будете запрашивать через суд эту судебную экспертизу или действовать напрямую?

Борис Титов: Мы будем не запрашивать, а, наоборот, представлять. То есть мы сами можем являться экспертами. Наверное, самое важное, что от лица предпринимателей я смогу представлять их интересы в судах. Вот это основные полномочия. Конечно, закон предусматривает и создание региональной сети, сформированной из региональных уполномоченных омбудсменов, которые будут назначаться, как мы говорим, системой двух ключей. То есть по согласованию федерального уполномоченного и руководителя субъекта Федерации.

В каждом регионе будет свой бизнес-уполномоченный?

Борис Титов: Да, он должен быть в каждом регионе. Пока согласовано около сорока кандидатов. И уже работают девять официально назначенных.

По закону какие у них есть возможности?

Борис Титов: Их возможности, конечно, не такие, как у федерального уполномоченного. Но они также могут писать свои запросы, но только в региональные органы власти. Могут присутствовать, участвовать в судебных заседаниях. Это будет единая система, поэтому они смогут пользоваться правами федерального уполномоченного, но по доверенности. Стране нужны общественные институты, поэтому мы будем создавать систему общественных представителей, омбудсменов, которые будут работать по направлениям. У нас уже есть общественные омбудсмены (примерно 20 человек), которые работают по налогам, банкротствам, тарифам. Они главные мои помощники, одни из лучших специалистов в этих областях.

Что есть еще важного в законе?

Борис Титов: Я думаю, очень важно, что институт уполномоченного должен опираться на общественные институты. Штат пока небольшой - 30 человек при Общественной палате. Мы внесены в бюджет 2013 года. Но все равно, каким бы ни был этот аппарат, объем работы будет требовать значительно большего количества людей, прежде всего профессионалов и экспертов. Поэтому будет работать система общественных помощников. Кстати, возвращаясь к регионам, надо сказать, что там кроме омбудсменов будут действовать еще экспертные центры для проведения общественной и юридической экспертизы "Бизнес против коррупции". И заработают общественные приемные, которые будут помогать, консультировать обратившихся предпринимателей. Это будут бесплатные консультации. Их будет организовывать некоммерческое партнерство, которое называется Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции".

Защитник прав предпринимателей сможет входить в любые другие государственные органы, принимать участие в советах, даже в работе правительства, в работе любых госорганов. Омбудсмену будет дано полномочие быть одной из сторон в процессе и, что очень важно, участвовать в судебных заседаниях. Это касается арбитражных и уголовных дел

То есть бизнесмен в регионе может в случае возникновения проблем и необходимости юридической помощи туда обратиться?

Борис Титов: Общественная приемная юридическую помощь оказать не может. Только консультировать по обращениям. Подскажут, как написать обращение. Будут работать в сложных случаях адвокаты, также бесплатно.

Почему все бесплатно? Неужели у бизнесмена нет денег для оплаты консультации?

Борис Титов: Вопрос в другом. Это предприниматели и эксперты работают бесплатно. Они люди не бедные, они - состоявшиеся. Просто хотят часть своего времени потратить на то, чтобы получить дополнительную практику. Центр общественных процедур будет работать бесплатно для клиентов, но за счет в том числе и пожертвований со стороны бизнеса.

Волнуетесь ли вы по поводу прохождения этого закона в Госдуме?

Борис Титов: Конечно, определенное волнение есть, потому что депутаты уже готовят пакет изменений. Они касаются прежде всего чисто юридических вещей, вносятся небольшие уточнения. Кроме того, есть предложение, чтобы ни региональный, ни федеральный омбудсмен не имели возможности заниматься не только бизнесом, но и политической деятельностью. Но назначаемые омбудсмены являются, допустим, руководителями общественной приемной какой-либо партии, что никак не может мешать их роли омбудсмена. Более того, это даже поможет в их деятельности. По этому поводу основная дискуссия и состоялась с заместителем министра экономического развития Сергеем Беляковым, который курирует от правительства этот закон. У нас серьезная депутатская поддержка, есть даже межфракционная рабочая группа, которая занимается этим вопросом.

При написании закона вы использовали международный опыт? Есть ли в нем статьи, защищающие права иностранных предпринимателей в России?

Борис Титов: Международный опыт уполномоченных по защите прав предпринимателей есть во многих странах мира - США, Южной Корее, Австралии. Функции омбудсменов разные, главная их задача - это добыча инвестиций. У нас, к сожалению, проблема другая - защита от коррупционного и бюрократического административного давления. В нашем законе специально ничего не написано про иностранных предпринимателей, но в функции уполномоченных этот момент входит. Потому что любой инвестор на территории РФ является подзащитным омбудсмена. Причем не только инвесторы, но и торговые представители. Кроме этого мы еще и защищаем интересы российских предпринимателей за рубежом. Хотя в законе отразить этот момент пока нам не удалось. Внесем поправки во втором чтении.

Бизнес