По мнению парламентария, необходимо усилить координацию всех наших ведомств, преимущественно экономических. Происходят необоснованные аресты и конфискация собственности, все чаще задерживают наших бизнесменов. Не признаются решения российских судов, в некоторых странах поощряются дискриминационные меры по отношению к российским инвестициям.
Особое внимание участники "круглого стола" уделили ситуации с российскими инвесторами, пытающимися работать в Польше. За последние годы в этой стране в результате дискриминационных действий чиновников закрылось несколько перспективных российских компаний. А попытки отечественного бизнеса открыть свои филиалы либо прибрести местные предприятия безуспешны. При этом польские бизнесмены с удовольствием вкладывают средства в производство на территории России, рассказал член координационного совета Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Анатолий Лейрих.
"В 2007 году, после четырех лет успешной работы моей компании в Польше, - сказал А. Лейрих, - пришлось закрыть бизнес. У нас был крупный автомобильный завод в городе Люблине. Мы начали выпускать легковые коммерческие автомобили. По прошествии трех с половиной лет на нашу компанию была обрушена вся мощь государства. Нам перестали продлять визы, разорвали договоры аренды на землю, а банки перестали переводить со счетов нашей компании деньги".
"Среди нарушителей прав российских инвесторов особо можно выделить Индию и Украину, отметила директор департамента минэкономразвития Вероника Никишина. - На Украине происходит фактически рейдерский захват российских предприятий. Тяжбы в украинских судах бесконечны и абсолютно бесперспективны. В связи с этим на уровне премьер-министров двух стран был создан комитет по защите прав инвесторов. Причем с российской стороны состав комитета сформирован, а с украинской - нет".
Участники дискуссии обратили внимание на несовершенство существующей нормативно-правовой базы, которая должна обеспечивать защиту экономических интересов РФ за рубежом. Основным механизмом легальной защиты таких интересов за рубежом сейчас являются двусторонние договоренности о взаимной защите и поощрении инвестиций. Наличие таких договоров между странами позволяет легко вовлекать в процесс национальные и международные судебные инстанции, что является очень надежным инструментом защиты.
"Россия формально имеет значительное количество подобных двусторонних договоров. Однако их перечень и содержание в полном объеме давно не актуализировались и не пересматривались", - подчеркнул С. Гаврилов. При возникновении проблем, по его словам, нередко обнаруживается, что некоторые наши договоренности противоречат друг другу, часть устарела или стала неактуальной, поскольку перекрывается иными международными актами.
Не способствует защите российских инвестиций и отсутствие в структуре исполнительной власти органа, ответственного за реализацию защиты бизнеса за рубежом и имеющего соответствующие полномочия, считает депутат. Ряд органов исполнительной власти, в первую очередь это Минэкономразвития и МИД России, наделены определенными полномочиями для защиты бизнеса, однако, по его словам, системной и скоординированной работы в этом направлении не ведется. Кроме того, получить нужную информацию об их возможностях частному инвестору крайне сложно. Фактически не существует очевидных "точек входа" для компании, которая ищет у государства защиты своих интересов за рубежом.
По мнению С. Гаврилова, на данный момент инфраструктура, которую предоставляет государство для поддержки отечественного бизнеса за рубежом, не идет ни в какое сравнение с инструментами доступными иностранным конкурентам. "Между тем это очень важный фактор конкурентоспособности бизнеса, - считает парламентарий. - Поэтому комитет по вопросам собственности намерен держать ситуацию с защитой российских инвестиций и собственности за рубежом в центре своего внимания".
Участники "круглого стола" были единодушны в том, что нужен орган, который бы защищал интересы российского капитала за рубежом, это, например, может быть Агентство по защите интересов отечественных компаний в разных странах. Не исключено и появление черных списков иностранных чиновников, незаконно препятствующих развитию российского бизнеса.