"Мария, с прошедшими вас праздниками! Мария, в Бога я, конечно, верю, хотя в церковь ходить времени нет. Но вот внучку Ксюшеньку дети позапрошлой весной крестили - красиво, ничего не скажешь, как ангелочек она там, мы и на камеру все для памяти сняли. Я, скажу честно, сразу после крещения Ксюши решила посещать храм, но раз пришла - каких-то святых вспоминают, ничего не понятно, второй раз зашла за водой на Крещение - очередь дикая, как в советские времена за дефицитом... Многое, многое в нашей церкви вызывает, скажем мягко, недоумение. Взять те же праздники! И тут все не как у людей! 25 декабря, когда мир веселится, на каждом углу продают рождественские сувениры, а в магазинах, причем не только Европы, рождественские распродажи, у нас - здрасьте, пожалуйста! - пост! Зато седьмого, когда люди одурели от праздников, наши ночь напролет в церквях служат! Надо ж так, извините за выражение, "упереться" и смертной хваткой держаться за устаревшее! Как они там не понимают, что если бы пошли навстречу людям, были бы попроще, и к ним бы потянулись - больше народу в церковь бы пришло!"
Ольга Владимировна, экономист
Ольга Владимировна, и вас с праздниками! Многовековой опыт человечества учит тому, что Церковь и сфера услуг - принципиально разные вещи. Поэтому "скидки", то есть послабления в уже установленных правилах церковной жизни, уж никак не сделают верующим того, кто пока глух к слову Божьему. Обязательно пишу "пока", потому что никто не минет встречи с Господом. Да только не рекламные щиты с заветным словом Sale заставляют человека, забыв обо всем, пасть на колени перед своим Создателем.
Что касается календаря, то жить "как все" мы начали в январе 1918 г. - после подписания В.И. Лениным специального Декрета Совета Народных Комиссаров. Декрет, в частности, обязывал: "...первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т.д.". В свете происходившего в стране - ничего особенного. Но мне, Ольга Владимировна, сейчас совсем не хочется пересказывать банальности, легко обнаруживаемые в Яндексе. Мне бы очень хотелось, чтоб мы все вместе задумались о событиях не столь общеизвестных. О фактах, очевидность которых почему-то (еще одна загадка - "почему?") не открывается нам сразу. О явлениях, для постижения которых требуется особого рода чуткость - духовное видение, дар прозрения. Итак, давайте попробуем.
Нападение в день Святых
Июль 1941-го. Второе число. Сданы Гродно, Вильнюс, Даугавпилс, Паневежис, Минск, Лиепая, Львов, Рига. Яростное сопротивление советских войск пока не способно остановить "молниеносную войну" - блицкриг удался! Немецкие самолеты уже одиннадцатый день бомбят наши города и села, вражеский сапог топчет нашу землю. Горят деревни, оккупанты безжалостно расстреливают женщин, стариков, детей. Сталин еще молчит. Он сделает свое заявление о "вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу Родину" завтра. А сегодня, 2 июля 1941 г., во время грандиозного митинга в Мэдисон-сквер-гарден (Нью-Йорк) митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин (Федченков) произносит потрясающие по глубине и силе прозрения слова: "Настоящее столкновение Советского Союза с Германией произошло в необычайный, знаменательный день. Есть единственный день в году, когда Русская православная церковь празднует память "Всех Святых Земли Русской" от начала христианства до наших дней. И этот единственный день в нынешнем году совпал с 22 июня. Как раз именно в ночь под этот день по-американски и утром этого дня по-европейски немцы открыли войну против нас. Это знаменательное совпадение, несомненно, не случайно! Мы верим, что это есть знак милости Русских Святых к общей нашей родине, и он дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом".
Владыка Вениамин был выдающимся молитвенником. Не доверяя человеческому в себе, он никогда не принимал важных решений до тех пор, пока не отслужит сорок (сакральное число!) Литургий. Трагический XX век подбрасывал непростые задачки, распознать Промысел Божий без постоянной напряженной обращенности к Господу было невозможно. Дар прозрения владыки поражал: из всех хитросплетений временных мет и событий он вычленял главное, и очевидность этих безыскусных сцеплений становилась ясна, как бывает ясна сама правда.
Поступь Вечности
"Враг напал на нас в день, когда мы молитвенно обращаемся ко всем русским святым - со времен святой равноапостольной Ольги и святого равноапостольного князя Владимира, через все столетия нашей истории, а это тысячи праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Враг напал на нас именно в этот день, и это дает нам надежду на молитвенное заступничество русских святых за нас", - вот логика надмирного, когда за ходом истории прозревают поступь Вечности.
"Об этой надежде, - продолжал свою вдохновенную речь владыка Вениамин, - я в тот же день 22 июня телеграфно сообщил своему церковному главе в Москву, Митрополиту Сергию. Конечно, это не значит, что нас ждет одно благополучие и успехи, наоборот, путь всякого святого и христианина вообще непременно связан и со страданиями: на то мы и крест на себе носим. Но именно через эти страдания придет благой конец. И, по-видимому, страдания на этот раз будут особенно тяжелыми, но зато и последствия их будут более благотворными...
А про голос Русской Церкви земной теперь оповещен уже весь мир и по радио, и в печати. "Тысячи русских людей сражаются в защите нашей страны, - написал глава ее Митрополит Сергий в своем послании ко всей земле Русской 22 июня, - и Церковь не может остаться безразличной к этому. Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа... Мы и сейчас не покинем народ... Мы, пастыри, когда Отечество зовет, считаем недостойным молчать... Церковь призывает благословение Всевышнего на настоящее всенародное движение... Бог дарует нам победу!"
28 июня, - делился владыка Вениамин с многотысячной аудиторией в Мэдисон-сквер-гарден, - наш глава Церкви Митрополит Сергий каблеграммой (т.е. специальной телеграммой, переданной по подводному кабелю) сообщил мне... следующее: "По всей стране служатся молебны". И сам он при огромном стечении народа в Москве молился "о даровании победы русскому воинству". Но вот еще драгоценные слова "Большой религиозный и патриотический подъем во всей стране!"
Теперь мне осталось сказать последнее слово к американцам. Я не политик, а простой наблюдатель. Но всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира".
"Всех скорбящих Радость"
Ольга Владимировна, тема духовного, молитвенного подвига нашего народа во время Великой Отечественной войны, подвига прикровенного, сокрытого от чужих глаз, еще ждет своих исследователей. Поэтому приведу только факты. Контрнаступление наших войск под Москвой стало возможным в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и началось в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Закончилось же к Рождеству Христову. Крупнейшая в военной истории танковая битва под Прохоровкой (Курская дуга) совпала с днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в день празднования иконы Богородицы "Всех скорбящих Радость" освободили Киев. Окончательное снятие блокады Ленинграда произошло в день святой равноапостольной Нины, а в день святого преподобного Сергия Радонежского наши войска перешли границу Польши. В праздник св. равноапостольной княгини Российской Ольги части 1-го Белорусского фронта, выйдя на Вислу, освободили узников лагеря смерти Майданек, а в день св. благоверного князя Владимира вернули Брест. К границам Восточной Пруссии мы подошли в летний день памяти святого Серафима Саровского. А основные боевые действия Великой Отечественной войны были закончены в день памяти великомученика Георгия Победоносца, который в 1945-м, победном, году совпал с Праздником Воскресения Христова - Пасхой.
И еще. Ольга Владимировна, наш гений Пушкин, родившийся, кстати, на праздник Вознесения Господня, помнящий об этом и находивший в этом "совпадении" глубокий смысл, незадолго до смерти писал: "...есть люди, не имеющие никакого понятия о житии того святого угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем по крайней мере не дивиться крайнему их нелюбопытству".
Продолжение следует