Экспозиция разместилась в трех залах. Как рассказала "РГ" заместитель директора музея по научной работе, искусствовед Светлана Игнатенко, из огромного выставочного актива художника и работ, хранящихся в музее, здесь представлены только крупные формы.
Выставка представляет 25-летний творческий период. Ранняя работа датирована 1986 годом, но в основном произведения созданы в последние 12 лет. Это колоссальный пласт, который в избранном варианте показывает лучшее.
По мнению искусствоведов, Михаил Таран - один из самых оригинальных, суперсовременных, ярких, сильнейших керамистов России. Он смело экспериментирует с формой, с материалами, цветом. В керамике это гораздо сложнее, чем в живописи, ведь керамист имеет дело с тонкими химическими процессами: во время обжига при определенной температуре краски могут повести себя непредсказуемо. Один цвет стать другим, дать какие-то оттенки. Управлять такими процессами под силу только профессионалам высокого класса.
- Это неукротимый художник, он хочет одолеть все формы, все цвета, это удивительное качество помогло ему трудное время, которое все мы пережили в 90-х годах прошлого столетия, и не потеряться, а заполнить его искусством, - заметила замдиректора музея, главный хранитель коллекции Валентина Сорокина.
Коллега и друг экспонента Ольга Самосюк считает, что Михаил Таран делает из керамики то, что из нее в принципе сделать нельзя, он выступает даже как инженер и конструктор.
- В биографии Михаила Тарана - три огромные удачи. Это участие в важнейших выставках. Первая была в 1994 году. На выставке керамики и графики Михаила Шемякина в Уфе у Михаила Тарана была представлена модульная экспозиция. Тогда Шемякину были отправлены фотографии, и в телефонном разговоре он сказал, что просто в восторге от того, насколько органично вписались работы Михаила Тарана в контекст его выставки, - вспоминает Светлана Игнатенко. - В 1995 году для участия в групповой выставке в Москве "Фарфор и Эрос" из уральского региона были отобраны только тарановские работы. В 1998 году выставка "Тело и дух. Логика и чувства" в Уфе показала Михаила Тарана как творческую персоналию, как художника, создавшего собственную мифологему Эроса.
По существу, считает искусствовед, он стал автором понятия "эротическое пространство". В первое время, когда искушенные и неискушенные зрители увидели керамику, в которой явно или завуалировано звучала эротическая тема, они были в шоке.
- Реакция была больше негативной. Говорили, что Таран специально эпатирует публику этими очень откровенными формами. Но он делал это не специально, просто он так мыслит, - говорит Светлана Игнатенко. - А в 2008 году начался новый этап в его творчестве, который озадачил даже знатоков. Увидев серию "Крылья", они спрашивали: куда же делся Таран? Говоря о крылатости ангелов, художник говорил о крылатости человеческой души, о дуализме - когда через изгиб тела можно увидеть изгибы души.