18.01.2013 07:30
Общество

Православные верующие отмечают Крещенский сочельник

18 января у православных верующих Крещенский сочельник
Текст:  Мария Городова
Крещенский сочельник - это больше народное название дня накануне праздника Крещения Господня. В Церкви вместо "Крещенский сочельник" чаще говорят "Навечерие Богоявления". Слово "навечерие" означает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня имеет еще одно название - "Святое Богоявление". Потому что во время Крещения Иисуса на реке Иордан миру было впервые открыто то, что Иисус есть Сын Божий.
Читать на сайте RG.RU

Об этом возвестил Бог Отец "гласом с небес",  и после Крещения, когда Иисус вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Божий, "как голубь", ниспустился на Него. Так человечеству было явлено все три Лица Святой Троицы (отсюда название праздника "Святое Богоявление"): Бог Отец гласом с небес, Бог Сын Иисус Христос и Дух Божий, ниспустившийся к Иисусу.

Календарь церковных праздников на 2013 год

Праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, наступит только завтра, но для того, чтобы мы смогли духовно приобщиться к воспоминаемым событиям и пережить их как реальность, Церковь всегда готовит нас к этому. Чаще всего эта подготовка заключается в посте, ведь пост помогает нам уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Празднику Богоявления предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до "первой звезды", и после этого едят только сочиво - отваренные с медом зерна пшеницы или риса. Так как верующий в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения "первую звезду" символизирует выносимая после Литургии свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы заканчиваться после утренней Литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной Литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие, к пище в этот день мы приступаем только после первого "причащения" крещенской водой. То есть пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды - водосвятия.


Крещение Господне. Иконописная мастерская Троицкого храма г. Курска

Почему-то в обыденном сознании сложилось впечатление, что праздник Крещения - это некий диковинный, если не сказать дикий, обычай окунаться в лютый мороз в ледяную прорубь. Некий ритуальный экстрим, сродни огнехождению мексиканских индейцев или глотанию шпаг древними индусами. В то время как праздник Крещения, или Богоявления, совсем не об этом. И хотя вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, смысл не в ней. Да, воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, но только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают благодать очищения от грехов.

Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, получившего в наши дни непонятно широкое распространение, то он имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления, или Крещения.

Дело тут вот в чем. На Руси, в народе, было принято праздновать Святки - период с 7 января по 18 января, с особым, разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычество, и, хотя Церковь всегда повторяла, "что Дух Христов не враг благозаконных радостей", она же и пыталась остановить людей, когда эти радости превращались в бесчинства. Церковь напоминала и о греховности гаданий ("упорствующие в этом грехе" подлежали "извержению из лона Церкви"), и о неуместности "переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом". Осуждались и другие беснования. "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".

Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, и народ понимал это. Однако не всех это останавливало. И в народе возникло такое поверие: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение - это традиция, имеющая языческую подоплеку, и в дореволюционных книгах для церковно-священнослужителей она однозначно осуждалась.

Ну а так как сегодняшнее информационное пространство формируется по принципу сенсаций, рассказ о толпах народа, в лютый мороз, прыгающих в прорубь, кажется современным СМИ более эффектным, чем спокойное повествование о сути Евангельского события. Отсюда и возникло искаженное представление о празднике Богоявления Господня, или Крещения, как о дне, когда верующие должны лезть в прорубь.

Религия