Проект "ЭкзоМарс" предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году - отправку марсохода. Как рассказывал в недавнем интервью "РГ" генеральный директор ЦНИИМаша, доктор технических наук Геннадий Райкунов, в этой международной программе будет использоваться наша ракета "Протон". Кроме того, НПО им. Лавочкина делает спускаемый аппарат для марсианского зонда, а Институт космических исследований РАН - различные датчики, которые будут установлены на марсоходе. Работа идет очень плотная.
Так, через три года с космодрома Байконур к Марсу уйдет космический аппарат TGO, основной задачей которого будет изучение малых газовых составляющих атмосферы Красной планеты. Вместе с ним полетит демонстрационный посадочный модуль EDM, предназначенный в основном для отработки технологий, необходимых для посадки на Марс. Оба модуля будут создавать европейские специалисты, а российские ученые создадут для орбитального аппарата два прибора - нейтронный детектор FREND и комплекс спектрометров ACS.
В 2018 году на Марс уже должны быть доставлены исследовательский ровер, а также посадочная платформа с научной аппаратурой для изучения внешней среды и внутреннего строения планеты в течение одного марсианского года. Марсоход "Пастер" оснастят устройством для бурения грунта на глубину до двух метров. Помимо прочего оборудования, на нем будут установлены российские нейтронный детектор АДРОН-РМ и инфракрасный спектрометр ISEM.
Надо сказать, что поначалу это был совместный проект ЕКА и НАСА, однако позже американцы вышли из него. В частности, американцы сообщили, что из-за недостатка финансирования не предоставят свой носитель "Атлас" для запуска. Аналитики связывают выход НАСА из программы с ростом расходов на космический телескоп "Джеймс Вебб", который должен стать наследником "Хаббла".
После этого европейцы обратились к России с просьбой предоставить носитель. В свою очередь российская сторона заявила, что хотела бы полноправного участия в проекте. Роскосмос присоединился к нему в прошлом году. По данным экспертов, было четко оговорено, что Россия вступит в проект при соблюдении трех условий: ракета-носитель "Протон" для запуска миссии будет учитываться как российский взнос, российская сторона поставит на "ЭкзоМарс " часть своей научной аппаратуры взамен "ушедшей" американской, и третье - все научные результаты будут интеллектуальной собственностью как Европейского космического агентства, так и Российской академии наук.
Справка РГ
У России есть и другие совместные с Европой планы - по исследованию спутников Юпитера, прежде всего - Ганимеда. Научная часть этого проекта уже практически отработана. Сейчас решается: кто, как и что создает, из каких материалов. В дополнение к этим программам американцы повышенное внимание уделяют спутникам Сатурна. Не исключено, что здесь тоже будет крупная международная программа.