Кадр из фильма "Война и мир". Фото: РИА Новости www.ria.ru
Эксперты выбирали школьную сотню исходя из значимости фильмов для страны. Но не надо обольщаться: далеко не все фильмы будут понятны школьникам. Значит, все "умное, доброе" должен растолковать педагог. Нагрузка на учителей, безусловно, возрастет. К слову, опыт использования кино в проведении уроков у школы есть. Например, старую ленту "Чук и Гек" школьники вторых классов, которые проходят на литературе Гайдара, смотрят с большим интересом. Особенно если они видят черно-белые картины не в первый раз в жизни. К слову, "Тимур и его команда" уже идет хуже - слишком многое приходится пояснять.
К сожалению, выяснилось, что не все школы в России готовы вести факультатив и не имеют лицензию на дополнительное образование. Особенно это касается сельских школ, которые не являются собственниками зданий.
Министр Ливанов пообещал: "По каждому фильму педагогами и психологами должны быть выработаны рекомендации, в том числе по возрастным ограничениям. Многие школы, особенно продвинутые, смогут сами разобраться в этом вопросе, но министерство окажет помощь". Причем если раньше предполагалось, что новый факультатив будет вестись в 6-7-х классах, то, судя по всему, кинозанятия могут предложить и старшеклассникам.
В кинотеатре "Иллюзион", где демонстрируются старые фильмы, "РГ" рассказали, что школьники к ним ходят довольно часто и, как правило, посередине картины из зала не уходят.
Руслан Гаттаров, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике:
- Одного факультатива не достаточно, чтобы полностью реализовать эту идею. Последние три поколения россиян взрослели в совершенно разных мирах. Сложности могут возникнуть, например, даже с пониманием советской сатиры. Поэтому просмотр нужно сопровождать толковым пояснением и домашним обсуждением. Я очень люблю фильмы Леонида Гайдая, готов их пересматривать снова и снова. Я показывал это кино своим дочерям, и им явно понравилось. Не все было понятно с первого раза, но когда я объяснил смысл, они здорово повеселились. И что-то кроме смеха, думаю, из этих фильмов они для себя вынесли.
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука". Фото: РИА Новости www.ria.ru
Анастасия Дзех, преподаватель курса мировой художественной культуры (МХК), школа N 16, Екатеринбург:
- Для меня было большим сюрпризом увидеть, как живо дети реагируют на немое кино: оно их веселит, но не смешит, они легко воспринимают эту условную художественную реальность. Мы нашли множество черт современных голливудских блокбастеров в первом фантастическом фильме Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну".Рабочая программа по МХК предполагает вариативный компонент, когда несколько тем или "подтем" выбираются на усмотрение педагога. И, по соглашению с ребятами, несколько уроков в рамках освоения художественной культуры ХХ века мы посвятим кинематографу. Но, разумеется, этого недостаточно. Становление и развитие экранных искусств, их место в современном мире невозможно продемонстрировать за несколько занятий. Именно поэтому, придя работать в школу, я подумала о создании киноклуба.
Он совершенно добровольный, проходит по субботам после уроков. У нас есть постоянные участники, а есть и те, кто приходят от случая к случаю. Думаю, это зависит от фильма, насколько он неизвестный или спорный. Мы смотрим и отечественные и зарубежные фильмы, старые и совсем новые.
Кстати
Среди фильмов, оказавшихся в списке 100 лучших, - картины "Александр Невский" и "Броненосец "Потемкин"" Эйзенштейна, "Иваново детство" и "Зеркало" Тарковского, "Обыкновенный фашизм" и "Девять дней одного года" Ромма, "Неоконченная пьеса для механического пианино" и "Утомленные солнцем" Михалкова, "Сто дней после детства" Соловьева, "Бриллиантовая рука" Гайдая, "Курьер" Шахназарова.
Список "100 лучших фильмов" - на сайте "РГ".