Сегодня интерес горожан к деревенским продуктам питания огромный, но приобрести эти товары, минуя длинную цепочку посредников, возможно за редким исключением только на центральном колхозном рынке. Не каждому удобен такой вариант. Кроме того, свежее мясо, рыба и молочные продукты ежедневно необходимы предприятиям питания, особенно работающим в формате респектабельного ресторана.
По словам директора нового магазина фермерских продуктов Дмитрия Ермакова, формат виртуальной торговли сельскохозяйственными продуктами уже давно получил широкое распространение в европейских странах, а в последние несколько лет - в Москве. При этом сначала оператор-реализатор продукции фермеров создает в сети сайт-прилавок и формирует службу доставки, а потом, по мере развития бизнеса, обзаводится стационарной торговой точкой, которая, на первый взгляд, мало чем отличается от стандартного продуктового магазина. Однако посетителей в нем встречают не безликие ценники, а подробное описание продуктов и производителей.
- Мне показался очень интересным опыт московских коллег, которые тесно сотрудничают с фермерскими хозяйствами, - рассказывает Дмитрий Ермаков. - Они не просто приобретают у сельхозпроизводителей свежие продукты питания, но и помогают им получить различные государственные дотации на развитие собственного бизнеса. То есть они помогают фермерам максимально снизить себестоимость своей продукции и уже потом за счет этого получают от партнеров внушительные скидки. Покупатели же охотно приобретают фермерские продукты, ведь они не безлики - за каждым из них стоит конкретный местный производитель, который гарантирует высокое качество. Так, например, один из московских ресторанов предлагает своим посетителям блюда, в основе которых мясные стейки от фермера Палыча. В меню также можно узнать некоторые особенности производства этого мяса. Согласитесь, такой подход подкупает...
Шеф-повар чешского ресторана в Перми Ян Штерба, уверен: пермские рестораны, заинтересованные в высоком качестве продуктов для собственной кухни по приемлемым ценам, рано или поздно будут сотрудничать с фермерами или же с операторами, которые представляют их товары в краевой столице. Дело в том, что рынок продуктов питания в Перми очень нестабилен: цены в течение одного года меняются в разы. Так, например, свиная рулька прошлым летом в среднем обходилась в 45-50 рублей за килограмм, а сегодня - не менее 150-ти. Высокая себестоимость блюд оборачивается в итоге внушительным счетом за обслуживание в ресторане, но при этом качество не изменяется. На рынке сложно найти постоянные гарантированные поставки. В этом смысле подводят даже крупные производители. Кроме того, для блюд "высокой кухни" не всегда подходят продукты, которые представлены в торговых сетях. Та же пермская свинина, по словам Яна Штербы, в основном не такая сочная и жирная, как в Чехии. Возможно, это происходит из-за отсутствия должного контроля качества на производстве.
- Сегодня пермским фермерам действительно сложно продавать свои продукты на региональном рынке, - уверен и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Иван Огородов. - У них нет опыта продаж и знаний маркетинга, чтобы организовать сбыт самостоятельно, а разместить свой товар в торговых сетях не так просто. Дело в том, что крупные операторы требуют не только бесперебойных поставок и больших объемов продукции, но и берут далеко не символическую плату "за вход" со всех поставщиков. Поэтому магазины фермерских продуктов - это одна из возможностей для пермских фермеров реализовать свои товары в мегаполисе.
Формат виртуальной торговли сельскохозяйственной продукцией местных производителей будет развиваться, но в обозримом будущем может достичь точки насыщения. Дело в том, что покупатели всегда желают видеть продукты питания, которые покупают: оценить свежесть, внешний вид и качество упаковки. Даже самая красивая фотография на сайте не сможет заменить товар на витрине обычного магазина. Кроме того, еще недостаточно много людей приобретают любые товары в электронных магазинах, а если и приобретают, то на раскрученных площадках. В связи с этим региональный минсельхоз намеревается поддержать в этом году электронные витрины с продукцией пермских фермеров. На эти цели уже сформирован бюджет продвижения. Средства будут тратиться в основном на информационную поддержку торговых операторов.