22.01.2013 13:20
Происшествия

Прокуратура считает очевидной вину владельцев "Хромой лошади"

Текст:  Игорь Карнаухов (Пермь)
Процесс по делу о пожаре в ночном клубе "Хромая лошадь" вышел на финишную прямую. Прокуроры и защита приступили к обмену последними доводами. Процесс в Ленинском районном суде Перми продолжался два с половиной года, за это время прошло около 250 заседаний.
Читать на сайте RG.RU

Как заявил в начале своей двухчасовой речи государственный обвинитель Вадим Казаринов, гособвинение сочло полностью исследованной и очевидной вину подсудимых. Анатолий Зак вместе с другими фактическими хозяевами и руководителями кафе - Константином Мрыхиным, отбывающим свои шесть с половиной лет, и покойным Александром Титляновым, - а также Светлана Ефремова и Олег Феткулов обвинены в оказании услуг, не отвечающих требованиям жизни и здоровья посетителей (часть 3 статьи 238 УК РФ).

Под маркой "Хромая лошадь" они успешно раскрутили бизнес по предоставлению услуг общественного питания и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий. Кафе работало на протяжении восьми лет - с декабря 2001-го по пятое декабря 2009 года, когда и случилась трагедия. У кафе не было учредительных документов, а вся деятельность велась под формальной крышей нескольких индивидуальных предприятий. Согласно материалам следствия, в 2001 году помещение магазина было "неправомерно передано" в аренду частному предпринимателю Титлянову. Кафе изначально оборудовалось под 50 посадочных мест, в то же время на сайте заведения говорилось о 250 местах - то есть все делалось в угоду выручке.

С рекламой под руководством Олега Феткулова все было в порядке: сам Зак хвалил его перед всем коллективом. Билеты продавали без ограничений, и в иные вечера и ночи в клубе собиралось и по 400 человек, да так, что им не было где присесть: сидячих мест не было даже у барной стойки. А цена билета доходила и до 500 рублей - это только за вход.

Анатолий Зак предстал в материалах дела основным хозяином кафе, который получал половину всей прибыли. Согласно выводам гособвинения, Зак форулировал основные принципы деятельности заведения, обеспечивал получение основных разрешительных документов, принимал на работу и увольнял ключевых сотрудников, приглашал для выступления артистов из-за рубежа, инвестировал в бизнес-кафе свои средства. И вообще, по словам одной из свидетельниц, за ним всегда оставалось последнее слово. По материалам судебного следствия, сам Зак утверждал, что он не прибыль получал, а ему возвращали займы.

- Действиями вышеуказанных лиц были нарушены правила пожарной безопасности, принятые на территории РФ, - заявил главный государственный обвинитель на процессе Вадим Казаринов.

Также прокуратура усмотрела и нарушение закона о защите прав потребителей.

Примерно в конце ноября - начале декабря учредители решили проводить ту самую вечеринку. Было бы полбеды… Но идея злополучного фейерверка под крышей "Лошади" пришла в голову Феткулову. Он провел переговоры с фирмой "Пироцвет" Дербенева-старшего. Константин Мрыхин, кстати, возражал против искрометного в буквальном смысле слова шоу, но Феткулов уверял, что "все будет красиво"...

Дербенев поинтересовался, есть ли у потолка противопожарная обработка. Феткулов ответил: "Вроде есть...", - полагаясь на смутные воспоминания и не уточнив этот момент  у учредителей. Но даже если бы фейерверка не затеяли…

- На момент пожара 2009 года конструктивные решения кафе не позволяли эвакуировать всех посетителей независимо от возраста и физического состояния людей на прилегающую территорию, - заявил Вадим Казаринов. - Не было соблюдено требование, когда без проектной и технической документации, разработанной надлежащим образом и утвержденной, невозможно обеспечить содержание здания и работоспособность средств пожарной защиты. При проведении ремонтных работ применялись конструкции и материалы, не отвечающие действующим нормам.

Сергей Дербенев, будучи аттестованным пиротехником, уличен в том, что легкомысленно отнесся к предложению арт-директора "Лошади" Олега Феткулова о проведении фейерверка в помещении (статья 218 - нарушение правил использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий). В суде он настаивал на версии короткого замыкания. Однако в суд вызывали электриков, перекладывавших в заведении электропроводку во время одной из самовольных реконструкций. И выяснилось, что как раз с электричеством за эти годы крупных аварий в клубе не было. Из допросов всех свидетелей вырисовывается картина: на потолке над "огненным фонтаном" (тип фейерверка - прим. "РГ") образовалось дымное пятно, откуда затем полыхнул огонь...

Бывший главный инспектор краевого Госпожнадзора Владимир Мухутдинов уличен в злоупотреблении служебными полномочиями (статья 285 УК РФ).  Весной 2006 года он оформил и заверил печатью заключение о соблюдении в помещении требований пожарной безопасности, не проводя проверки, - чтобы клуб получил лицензию на право торговли спиртными напитками. Потом так же "по-дружески" он оказал аналогичную услугу владельцу магазина, торгующего вином и сыром. Помимо рокового попустительства Мухутдинов - утверждает следствие - уронил авторитет службы и дискредитировал свое ведомство.

Однако прокуратура попросила суд переквалифицировать совершенное Мухутдиновым деяние по более мягкой статье - части 1 статьи 285 УК РФ вместо части 3 той же статьи, инкриминируемой ему ранее. Часть первая подразумевает тюремный срок до 4 лет, в то время как третья - до 10. По мнению Вадима Казаринова, прямой причинно-следственной связи между подписанием заключения Мухутдиновым и произошедшим пожаром нет.

Инспекторы Госпожнадзора Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева повинны в ненадлежащем отношении к своим обязанностям. Росляков, например, закрыл глаза на то, что план эвакуации не соответствовал заполняемости заведения.

Анатолий Зак, Сергей Дербенев и Дмитрий Росляков пожелали сами сказать слово в свою защиту помимо своих адвокатов.

Справка "РГ"

Пожар, случившийся в пермском кафе "Хромая лошадь" в ночь на 5 декабря 2009 года, унес 156 жизней, причинен тяжкий вред здоровью 65человек и урон меньшей степени - еще 18-ти. Потерпевшими по уголовному делу всего признано более 400 человек.

Суд Пермь Пермский край