Тем временем глава минприроды Сергей Донской предложил, чтобы российские частные нефтяные компании получили право разработки в рамках механизмов ГЧП участков шельфа, не востребованных госкомпаниями. По его словам, "представляется целесообразным для таких участков недр сделать возможным их предоставление в пользование частным юрлицам, обладающим опытом работ на континентальном шельфе, для поиска, разведки и добычи сырья". При этом министр пояснил, что право на шельфовые месторождения будет принадлежать лицу, которое совершило открытие, а госкомпании смогут получить опцион на участие в проекте на типовых условиях или на индивидуальных.
Напомним, что участки федеральных недр на суше с 2013 года могут распределяться только по итогам аукционов. А в шельфовом секторе право на его разработку пока имеют только компании с долей госучастия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее 5 лет. По мнению министра, заброшенные госкомпаниями участки могут быть предоставлены геологическим или сервисным организациям на срок до 5 лет для доисследования ресурсов с последующей передачей геологической информации государству. Однако механизмы взаимодействия государства с такими организациями, как полагает Сергей Донской, требуют уточнения.
"На шельфе Арктики для добычи углеводородов требуются "плацдармы", апробация на их примере благоприятных налоговых и таможенных правил для инвесторов и недропользователей. Инвестклимат в Арктике должен быть в буквальном смысле теплым и привлекательным. А для этого необходимы детальная геологоразведка месторождений и четкие правила допуска к ним российских и зарубежных компаний", - пояснил "РБГ" президент Российского газового общества Валерий Язев.
В России темпы восполнения сырьевой базы существенно отстают от темпов ее использования. Особенно это характерно для металлургического и химического сырья. В современных же условиях развитие геологоразведки и недропользования в целом возможны только в рамках ГЧП. Но для его эффективности первичным условием является, как показывает практика дальнего и ближнего зарубежья, наличие достоверной и подробной геологической информации для потенциальных инвесторов.
Еще на VII Всероссийском съезде геологов Борис Михайлов, директор Центрального научно-исследовательского геологоразведочного Института цветных и благородных металлов, отметил, что программы изучения и освоения сырьевой базы большинства регионов за счет частных инвесторов пока формируются в основном поверхностно - по "заявительному" принципу. Не учитывается экономический профиль региона, что ведет к "распылению" госфонда недр, бездействию механизмов ГЧП и к консервации местной ресурсной базы. Как полагает Михайлов, для роста инвестпривлекательности геологоразведки нужно также совершенствовать систему лицензионного недропользования.
Владислав Гриб, замсекретаря Общественной палаты РФ, уверен, что в настоящий момент эффективность ГЧП в сфере недропользования чрезвычайно низкая. "Целесообразно создать профильную группу, которая будет разрабатывать и продвигать механизмы ГЧП в практику недропользования", - полагает он. В свою очередь, Сергей Филиппов, первый зампредседателя Центральной комиссии Роснедр по разработке месторождений твердых полезных ископаемых, назвал "РБГ" главные проблемы, затрудняющие применение ГЧП в геологоразведке-недропользовании. Это недостоверная (в основном завышенная) оценка ресурсной базы; длительные сроки утверждения проектов; отсутствие обязательных нормативов при проектировании горнодобывающих объектов и правовой базы для контроля эффективности освоения недр. Кроме того, существующая практика оценки инвестиций с расчетным "горизонтом" в 15-20 лет, убежден Филиппов, ведет к существенным ошибкам в оценке реальной продуктивности - ресурсной и финансовой - ресурсных проектов.
Между тем в ряде стран СНГ уже дорабатываются или вводятся в действие новые документы, стимулирующие, во-первых, применение ГЧП в геологоразведке-недропользовании. А во-вторых, упрощающие проведение геологоразведочных работ частными компаниями и освоение ими недр. Так, в Казахстане, планируют усилить господдержку малых и средних геологоразведочных предприятий, а также сократить сроки предоставления государственной геологической информации - примерно с 204 дней до 40 дней. Плюс к тому, если имеется интерес конкретных компаний к конкретным месторождениям, власти намерены предложить проведение геологоразведки за счет этих компаний. Что отвечает общемировой практике: в дальнем зарубежье в этой сфере преобладают небольшие компании. Они ведут геологоразведку, а компенсируют свои расходы за счет переуступки прав недропользования частному добывающему бизнесу. Схожие меры на 2013-2014 гг. запланированы в Туркменистане, Узбекистане, Молдавии, странах Закавказья.