Откуда они появились? Наряду со стремлением к независимости самих туарегов и давним наличием алжирских радикальных исламистских групп основной причиной стало то, что действующие на территории Мали группы окрепли во время операции НАТО по свержению М. Каддафи в Ливии. Наряду с другими они получили специальную подготовку, практику ведения боевых действий, значительный приток новых кадров и финансовых средств как со стороны стран Персидского залива Катара и Саудовской Аравии, так и со стороны западных стран - США, Великобритании и той же Франции.
То же самое сейчас происходит в Сирии, где "Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил" признана США и странами ЕС в качестве "единственного легального представителя" народа страны. Основной получатель американской помощи - "Свободная сирийская армия". По словам официального представителя Госдепартамента В. Нуланд, она представляет собой "плюралистическую Сирию". Между тем наиболее боеспособной и радикальной группировкой "Свободной сирийской армии" является "Джабхат аль-Нусра". В 2012 году она взяла на себя ответственность за 43 атаки смертников. Степень ее радикальности столь велика, что США внесли ее в список террористических организаций. Это решение вызвало ответный протест со стороны самой "Национальной коалиции", чей президент Моаз аль-Хатиб призвал США пересмотреть это решение. А еще в начале 2012 г. Айман аз-Завахири, ставший руководителем "Аль-Каиды" после убийства Усамы бен Ладена, обратился с призывом свергнуть Б. Асада. Поэтому в вопросе борьбы против Б. Асада позиции западных стран и "Аль-Каиды" совпадают, а поступающее для "Свободной сирийской армии" вооружение, включая РПГ и ПЗРК, не говоря уже о масштабном финансировании, попадает в распоряжение и тех групп, которые уже сейчас официально считаются террористическими. Сколько должно пройти времени для того, чтобы, отработав технику на массовом использовании террористов-самоубийц против сирийского правительства, они начали совершать теракты против западных стран?
Может быть, западные страны просто не понимают, с кем имеют дело? Вероятно, понимают. Недавно глава Пентагона Л. Панетта заявил о том, что группировка "Аль-Каида" в странах исламского Магриба" из Мали "не представляет непосредственной угрозы для США", но "в конечном итоге это является ее целью". Да и опыт их "совместной работы" c террористами говорит о том, что у западных стран особых иллюзий нет. Например, хорошо известна биография бывшего командующего Военным советом Триполи Абделя Хакима Белхаджа. С 1988 года - участник войны в Афганистане на стороне движения "Талибан", личное знакомство с Усамой бен Ладеном. Затем руководство Ливийской исламской боевой группой, официально признанной США как террористическая. После этого в 2004 году без всяких сантиментов он был украден из Малайзии сотрудниками ЦРУ и после пыток передан властям Ливии. Несмотря на его общеизвестное террористическое прошлое и очевидный антизападный настрой в борьбе с Каддафи, НАТО сделала ставку на его группировку как одну из наиболее боеспособных. Он получил финансирование, оружие и стал первым подразделением, вошедшим на территорию Зеленой площади в Триполи. Заняв после этого должность командующего Военным советом Триполи, Абдель Хаким Белхадж поспешил "отблагодарить" - подверг публичной критике ЦРУ и МИ-6. Надо ли говорить, что большинство таких "борцов" не испытывают по отношению к западному миру ничего кроме ненависти и при малейшей возможности готовы вступить с ним в борьбу?
16 января 2012 г. в Алжире был захвачен газовый комплекс British Petroleum и Statoil. Интерес террористов вызывали только заложники из западных стран - во время штурма комплекса последние семь из них были расстреляны. Нападение на не принадлежащий Франции объект в ответ на действия французских сил говорит о том, что эти группы не видят большой разницы между западными странами и рассматривают их как одно большое зло.
А их приход со стороны Ливии красноречиво характеризует, во что именно превратилась страна после свержения М. Каддафи. Сейчас генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен говорит: "Мы не можем позволить, чтобы Мали стала питательной средой для международного терроризма". Но чем же при его непосредственной помощи стала сейчас Ливия? Тем, кто сомневается, можно напомнить, что через год с небольшим после убийства М. Каддафи ливийцы отблагодарили США убийством их посла К. Стивенса. СМИ цитировали записи из его дневника, в котором он писал, что в Ливии усиливаются экстремистские движения и дальнейшее пребывание становится небезопасным.
Говоря о целях Франции в Мали, ее президент Ф. Олланд сказал: "Наша цель остановить террористическую агрессию". Но именно ради ее свержения М. Каддафи и поддержали в Ливии и сейчас поддерживают в Сирии. Сейчас западные СМИ c удивлением пишут, что боевики в Мали оказались хорошо вооружены. Упоминают о том, что два французских вертолета были сбиты с помощью ПЗРК, которые были получены со складов в Ливии. Не удивительным в Мали станет и использование французских ПТРК "Милан" против самих же французов. Именно их французское правительство в нарушение резолюции Совбеза ООН поставляло ливийским повстанцам.
В 1979 году для решения тактической цели - создания Советскому Союзу своей "вьетнамской войны" - США поддерживали и фактически создали афганских моджахедов. Однако с достижением этой цели они не исчезают - с течением времени они превращаются в "Талибан" и "Аль-Каиду". Через 17 лет, в 1996 году, "Талибан" создает Исламский Эмират Афганистан. Через 22 года, 11 сентября 2001 года, "Аль-Каида" показывает, на что способна она. В наше время все происходит намного быстрее. Американского посла в Ливии убивают не через семнадцать лет, а уже через год. Боевые действия против французов в Мали ведут соратники тех, кого они обучали не двадцать, а всего год назад.
К сожалению, приходится констатировать, что этот радикальный исламистский интернационал, создающийся руками западных стран для решения тактических вопросов, может привести к новым 9/11 значительно быстрее, чем это полагают его создатели.