23.01.2013 00:06
Культура

Швыдкой: Покушение на Филина направлено на дестабилизацию жизни театра

Текст:  Михаил Швыдкой
Российская газета - Федеральный выпуск: №12 (5988)
Не могу сказать, что 150-летие К.С. Станиславского было обделено вниманием СМИ. И спектакль памяти одного из основателей Московского Художественного театра, поставленный Кириллом Серебренниковым, и международная юбилейная конференция, проведенная на основной сцене МХТ, были благосклонно отмечены прессой. Но все же уверен, что в ином временном контексте они привлекли бы значительно больше внимания - ведь в Москве собрались лучшие театральные режиссеры, актеры и педагоги мира. Пусть и не все созвездие "первых среди равных", но все же достаточное количество, чтобы вызвать повышенный интерес не только специализированных изданий. Почти каждый из них - от Тревора Нанна, выдающего британского режиссера, долгие годы возглавлявшего Королевский Шекспировский театр, до Люка Бонди, удивительного швейцарца, нынешнего директора парижского театра "Одеон" и оскароносца Мюррея Абрахама, получившего эту награду за роль Сальери в фильме Милоша Формана "Амадеус", заслуживали того, чтобы стать гостями воскресных итоговых программ на любом из главных телеканалов страны. Им есть что сказать современной публике - всем своим творчеством они стремились не только к художественным открытиям и откровениям, но и к тому, что старомодно называется исправлением нравов. В период идеологических и иных кризисов лучшие люди театра подчас лучше других умеют угадывать, в чем нуждается общество в целом и конкретный человек в частности. Но продюсерам и журналистам было не до них. И представителей СМИ в данном случае не стоит ни в чем винить. Просто жизнь распорядилась иначе. Грубая реальность в очередной раз оказалась фантастичнее любого вымысла.
Читать на сайте RG.RU
Изуверское покушение на Сергея Филина направлено на дестабилизацию жизни первого театра страны

В перерыве международной конференции, посвященной К.С. Станиславскому, смыслу его поисков и значению для современной художественной культуры, российских участников ужаснула новость, которую в этот вечер транслировали многие, заслуживающие доверия источники информации: "Художественный руководитель балета Большого театра потерял зрение". И человеческая драма оказалась важнее любых юбилейных разговоров. Впрочем, трагические события, случившиеся накануне вечером, 17 января, когда неизвестный мерзавец плеснул в лицо Сергею Филину серную кислоту, выжегшую кожу на лице и ослепившую замечательного в недавнем прошлом танцовщика и талантливого лидера лучшей балетной труппы мира, потеснили все остальные новости "культурной жизни" страны. Написал слова "культурная жизнь" в кавычках, поскольку, казалось бы, речь идет не об очередной премьере или кадровых перестановках в Большом театре, а о случае извращенно криминальном, но, думаю, что в данном случае я совершил ошибку. Изуверское покушение на Сергея Филина не просто имеет непосредственное отношение к его профессиональной деятельности, но, безусловно, по замыслу заказчиков, направлено на дестабилизацию творческой жизни первого театра страны. На расползание страха в творческой среде перед неведомыми, но властными силами, которые способны не только на пустые угрозы, но и на кровавые действия. Артисты - люди впечатлительные, повышенная эмоциональность реакций на все происходящее - это важная часть их профессиональных умений. Тем более когда речь идет о человеке, рядом и вместе с которым они проработали не один год. "Почему такие страсти кипят в балете? Неужели там так все болезненно?" - расспрашивали журналисты, надеясь на какие-то необычайные пикантные подробности, способные придать случившемуся скандальную окраску. Это обычное отношение к людям искусства, когда в результате журналистских ухищрений широкой публике кажется, что среди актеров значительно большее количество людей расшатывает моральные устои общества, чем среди бухгалтеров или водопроводчиков. На самом деле это вовсе не так. Просто артисты, а тем более знаменитости, всегда в публичном поле, их, что называется, знают в лицо. Да, безусловно, у артиста балета все спрессовано в короткие двадцать, в редких случаях двадцать пять лет его активной творческой жизни. Поэтому все на пределе возможностей. Но это вовсе не означает, что этот напряженно живущий балетный мир провоцирует на преступления. В бизнесе, похоже, они случаются чаще. Да и среди сантехников, наверное, тоже.

Все словно рассчитано на властный окрик: "Да, что у вас там творится в Большом театре?"

На мой взгляд, то, что произошло с Сергеем Филиным, - чудовищная кульминация в той призрачной и не до конца проясненной цепочке событий последних лет, которые должны были породить разброд и шатание в балетной труппе. В том уникальном художественном коллективе, который за минувшие двенадцать лет добился выдающихся творческих успехов. Отъезд в США А. Ратманского, с чьим именем связаны блестящие постановки прошлого десятилетия, всколыхнувшие новый интерес к балету Большого; вынужденная отставка Г. Янина, последовавшая за хакерской атакой на его компьютер; постоянные угрозы в адрес С. Филина, взлом его компьютера, создание - якобы от лица С. Филина и его помощницы - фальшивых страниц в Фейсбуке, публикации на котором должны были бы внести разлад между худруком балета и генеральным директором Большого театра; наконец, демонстративное театральное злодейство с использованием серной кислоты, - все это, помимо ударов по отдельным людям, наносило серьезный урон репутации Большого театра в целом и его балетной труппы в частности. Все словно рассчитано на властный окрик: "Да, что у вас там творится в Большом театре?" Я вовсе не собираюсь заниматься конспирологией. Идет следствие, и оно должно прояснить реальную картину произошедшего. Сейчас не менее важно другое - сохранить творческую атмосферу в театре, о чем сам Сергей Филин беспокоится едва ли не больше, чем о своем здоровье. А нынешнее руководство Большого умеет создавать условия для рождения настоящего искусства. Искусства, способного открыть все величие и красоту жизни, даже если за это приходится платить страданиями и болью.

Драматический театр