Оба ледокола будут универсальными. Они предназначены для самостоятельной проводки судов, в том числе крупнотоннажных, круглогодичного лидирования караванов в Западном районе, а летом и осенью - в Восточном районе Арктики. Атомоходы подойдут и для мелководных участков Обской губы и Енисея на Дудинском направлении. Атомоход проекта 22220 станет самым большим и мощным в мире. За счет увеличенной ширины универсальный атомный ледокол будет способен один проводить в Арктике танкеры водоизмещением до 70 тыс. тонн. Ледокол сможет прокладывать путь судам через льды толщиной до 3 м.
Претендовать на эти заказы намерен Балтийский завод, где уже строится головной ледокол мощностью около 60 МВт. Как сообщает официальный сайт завода, контракт на строительство атомохода был заключен в августе 2012 года. Согласно его условиям ООО "Балтийский завод - судостроение" должно в срок до 30 декабря 2017 года построить ледокол "под ключ" и поставить его к причалу "Атомфлота" в Мурманске. По утвержденному графику закладка ледокола на стапеле запланирована на ноябрь 2013 года, спуск на воду - на ноябрь 2015 года.
- У России после 2020 года будет не менее пяти мощных атомных ледоколов для решения тех задач, которые стоят перед экономикой всей страны, - отметил гендиректор "Атомфлота" Вячеслав Рукша. - Именно атомным ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки не только Атлантического, но и Тихого океана.
Особую роль новые атомоходы сыграют при обслуживании судов, идущих Северным морским путем (СМП). Потребность в них возрастает с каждым годом. Объем грузов, перевозимых через моря Арктики, за два года многократно вырос, составив 1,26 млн тонн. "О росте спроса на услуги атомного ледокольного флота говорит и тот факт, что по трассам СМП проводились преимущественно караванные проводки, - отметил депутат Госдумы Валерий Язев. - Атомный ледокол нового поколения сделает коммерческую навигацию по СМП круглогодичной".