29.01.2013 00:41
Экономика

Эксперты не увидели эффекта от огромных вливаний в НИОКР

До 2020 года Россия должна в 10 раз увеличить показатели по инновационному сектору
Текст:  Юлия Воронина
Российская Бизнес-газета - Инновации: №3 (881)
Стратегия инновационного развития государства реализуется успешно. Об этом заявил начальник отдела инновационной инфраструктуры Управления инновационного развития департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Владимир Кучиев в ходе Всероссийского съезда лучших инновационных предприятий. Он обратил внимание на то, что в прошедшем 2012 году доля инновационной продукции в закупках одного правительства Москвы составила 15%, что является хорошим стимулом для роста инновационной активности предприятий.
Читать на сайте RG.RU

"Для поддержки инновационных компаний было создано государственное бюджетное учреждение "Центр инновационного развития", в рамках которого проходят мероприятия по поддержке инновационной деятельности. Основные функции центра - информационное сопровождение и финансовая поддержка, помощь в получении налоговых преференций для инновационных компаний столицы, - рассказал Владимир Кучиев. - Для развития инновационного потенциала города был принят закон о научно-технической и инновационной деятельности в Москве, который устанавливает основные инструменты реализации инновационной политики города. Речь идет о создании специализированных территорий - технополисов, технопарков, инновационных парков и т.д. Сейчас в городе насчитывается около 80 объектов подобной инфраструктуры: технопарки, бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы".

Другого мнения относительно внедрения инноваций в экономику директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС) Владимир Лопатин. Он считает, что Россия продвигается к инновационной экономике крайне медленно: "На реализацию программы инновационного развития, заданную до 2020 года, осталось 8 лет. За это время мы должны увеличить показатели по инновационному сектору до 10 раз. Если мы не модернизируем свою промышленность на основе преимущественно отечественных технологий, то проиграем гонку за инновациями. Для того чтобы этого не случилось, необходимо резко нарастить выпуск инновационной продукции. Пока движение в данном направлении очень слабое. Приводные ремни инновационной стратегии - это технологические платформы, в рамках которых обеспечивается баланс национальных интересов, региональные инновационные кластеры, где должен учитываться баланс интересов регионального и отраслевого развития, федеральные целевые программы и, наконец, рынок интеллектуальной собственности".

Интеллектуальная собственность дает конкурентные преимущества всем странам мира. В мировой торговле четвертую корзину наряду с продажей товаров, работ и услуг занимает продажа интеллектуальной собственности. Ее доля составляет 10-15% ВВП в разных странах. В России, по наблюдениям экспертов, ее доля в ВВП близка к нулю.

"За последние три года на 10 НИОКР в единой федеральной базе данных приходится только один результат интеллектуальной деятельности. Хотя источников финансирования у нас много. Только по федеральным целевым программам за 2011 год было выделено 153 млрд рублей. Выходит, что финансирование идет, а эффекта от него нет, - пояснил Владимир Лопатин. - С одной стороны, мы являемся лидирующей страной по количеству ученых и расходам на научные исследования, а с другой - 90% всех расходов на модернизацию отечественной промышленности мы тратим на закупку импортных технологий и оборудования. Причем не самых современных", - добавил Лопатин.

Кроме того, эксперты считают, что госсредства тратятся неэффективно: зарубежные партнеры продают нам оборудование по цене, в два раза превышающей цену поставок в своей стране. Разница объясняется ценой лицензионных платежей, которые как раз и являются отчислениями за интеллектуальную собственность. Соответственно, дорогое оборудование ведет к завышенной цене производимого на нем товара.

Исправить сложившуюся ситуацию можно. По мнению Владимира Лопатина, во-первых, нужна корректировка стратегий инновационного развития по отраслевому и региональному принципу. Во-вторых, централизация администрирования управления интеллектуальной собственностью. Сейчас существует 23 федеральных ведомства, и разобраться, кто и за что отвечает, проблематично. Роспатент курирует только 5 из 15 видов интеллектуальной собственности. Кроме того, необходимо разработать единые правила запуска на рынок патентных, авторских, смежных прав в разных отраслях. "Распределением бюджетных денег должны заниматься те ведомства, которые отвечают за реальный сектор экономики, это поможет снизить коррупционную составляющую, - считает эксперт. - А также нужно задействовать в государственных заказах предприятия, которые нуждаются в модернизации. Сейчас до 80% средств, которые идут на модернизацию, - частные".

Важная инициатива - привлечение специалистов, которые могли бы стать посредниками, то есть коммерциализировать интеллектуальную собственность, оценивать ее, продавать, налаживать правила торговли. "В России минимальная потребность в таких специалистах - 50 тыс. человек, но пока только Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС) выпускает всего 200 человек в год", - добавил Лопатин.

Изменение показателей инновационного развития - тоже необходимая мера, считают эксперты. Сейчас основным показателем является число публикаций, статей, диссертаций, а не реально реализованных проектов и внедренных технологий, по которым можно оценить эффективность предприятия.

Инновации