Планы должны будут написать так называемые национальные системно-значимые банки, их будет не более 20-25, рассказал журналистам зампредседателя Банка России Михаил Сухов. Раскрывать общественности круг таких банков ЦБ, по его словам, не планирует. В конце прошлого года регулятор уже подготовил методические рекомендации, где подробно расписано, как именно надо составлять планы самооздоровления или, как их еще называют, прижизненные завещания.
Пока составление планов не является для банков обязанностью. Но не исключено, что впоследствии ее закрепят законодательно. Ввести к банкам требования по написанию планов рекомендовала "большая двадцатка". А дальше в каждой стране регулятор сам определяет детали.
ЦБ, например, советует банкам просчитать ситуацию, когда темпы роста ВВП снижаются от 0 до минус 1,5 процента, фондовые индексы - на 30-50 процентов, стоимость бивалютной корзины (состоит на 55 процентов из долларов и на 45 процентов из евро) растет на 20-30 процентов.
При этом кредитная организация должна учесть свою специфику, просчитав, как отразится негативный сценарий именно на ее устойчивости. Минимум раз в год результаты такого стресс-теста надо обновлять. Для выхода из сложной ситуации в качестве варианта банкам предлагается задействовать такие меры, как привлечение средств действующих или новых акционеров, прекращение дивидендных выплат. Возможны продажа непрофильных активов, дочерних организаций, а также отдельных структурных единиц или целых направлений бизнеса. При разработке мер, предполагающих продажу активов, "рекомендуется указать тип потенциальных покупателей", советует ЦБ.
Получив такие планы самооздоровления, ЦБ сможет на их основе составить собственный план действий, поясняет Сухов. Причем, это должны быть штучные, а не массовые действия. Но составление таких планов - дорогое удовольствие, признает директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ Рубен Амирьянц. Речь может идти о миллионных тратах. И ЦБ, по словам Амирьянца, не хочет вгонять банки в лишние расходы, но и получать формальные отписки тоже не согласен.
Достичь таких противоречивых целей будет сложно, предупреждают эксперты. Дело не только в деньгах, но и в кадрах, говорит эксперт Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Дмитрий Мирошниченко. Чтобы такая работа была выполнена качественно, ей должна заниматься целая группа людей с достаточно широкими полномочиями по получению информации от всех подразделений, объясняет эксперт. Но самое главное, признается он, не понятно, какой смысл в составлении планов. В них можно рассчитать снижение капитала банка, заложить его пополнение за счет собственника, но если начнется кризис, нет гарантий, что у того останутся возможности и желание вкладывать деньги в спасение банка. "Надо просто понять, спасаем мы банк или нет. Если нет, то банк банкротится, а если спасаем, то наличие завещания ничего не меняет", - размышляет Мирошниченко. А в конечном итоге и акционеры, и ЦБ будут действовать по ситуации, предполагает он. Планы, говорит Мирошниченко, могут быть полезны для руководства банков только с точки зрения самопознания. Но сомневается, что руководители кредитных организаций станут читать многостраничные документы.
На Западе требования по написанию банками "прижизненных завещаний" возникли, потому что там решили сделать все возможное, чтобы не тратить на спасение кредитных организаций деньги налогоплательщиков. Но это нереально. "При серьезном кризисе шансов на самоспасение нет", - признает другой эксперт "РГ". "В идеале разработка мер позволит банкам лучше узнать самих себя", - говорит Амирьянц. А ЦБ сможет лучше понимать структуру их бизнеса, планы могут стать инструментом, который может быть использован в случае санации кредитной организации.
Справка "РГ"
В США крупнейшие банки уже не только написали "завещания", но по ним подготовлены и релизы регулятора. Такие же планы должны составить системообразующие кредитные организации Германии и Франции.