Когда на Центральную Россию обрушился снегопад, эту новость обсуждали даже с некоторым удивлением, будто Тула или Рязань находятся где-нибудь в Доминиканской Республике, где среднегодовые колебания температуры - всего в несколько градусов. Но, судя по транспортному коллапсу, который случился в результате осадков, снегопад в этих регионах - явление поистине неординарное.
"Такого безобразия, как в этом году, еще никогда не было", - такую фразу в дни январских метелей произносили жители и Тулы, и Калуги, и Рязани. На самом деле проблемы с уборкой снега были всегда. Можно заглянуть в подшивки местных газет и убедиться, что публикации на эту тему бывают ежегодно. Но все же нынешний этап борьбы с погодным явлением имеет существенное отличие - впервые власти в регионах признались, что дело не столько в недостатке техники, сколько в неправильной организации работ. Примечательно, что к такому выводу пришли и в калужском, и рязанском, и тульском правительствах.
Во всех трех регионах больше всего претензий адресовано управляющим компаниям, в обязанности которых входит уборка снега во дворах, и муниципалитетам. Если автомагистрали и центральные улицы городов хоть с переменным успехом, но чистили, то дворы и второстепенные дороги оказались в плену стихии.
Так, Министерство безопасности и контроля Рязанской области провело рейды в районах по проверке качества уборки снега.
- К сожалению, во всех без исключения осмотренных населенных пунктах отмечены недостатки, а на некоторых автодорогах уборку вообще не проводили, - подвел итог глава региона Олег Ковалев. В числе общих замечаний: снежные валы на обочинах дорог, сугробы на остановочных павильонах, неочищенные от наледи тротуары, срыв нормативных сроков работ.
Аналогичная ситуация и в Туле. На межведомственном совещании прокурор Тулы Дмитрий Седухин обратил внимание на несвоевременную уборку и вывоз снега с второстепенных дорог города и с придомовых территорий. По его словам, работы здесь начали лишь спустя два-три дня после снегопада. Сугробы в городе оружейников не убраны до сих пор, а на периферийных улицах и дворовых проездах из-за образовавшихся валов значительно сужена полоса для проезда автомобилей.
- Таким образом, работа муниципальных предприятий, организаций и управляющих компаний осуществляется не в полном объеме и не в установленные сроки, - резюмировал прокурор.
Так же оценил работу тульских коммунальщиков и исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства области Сергей Морозов:
- Имеющейся техники более чем достаточно для уборки всего города, но в связи с неправильной организацией процесса и нехваткой кадров предприятие было не подготовлено к таким погодным условиям.
Наконец, калужский губернатор Анатолий Артамонов заявил: в том, что Калугу завалило снегом, виноваты городские власти, не сумевшие грамотно организовать работу. В качестве примера нерадивости он привел личные наблюдения за тем, как коммунальщики пытаются вывозить снег на небольшой машине с бортами в тридцать сантиметров. При такой организации убирать сугробы можно до весны, хотя, вероятно, они быстрее растают самостоятельно.
После "разбора полетов" чиновники, обозначив виноватых, стали решать "что делать?". Ведь зима в разгаре, и прошедший снегопад - не последний в этом сезоне. Здесь единообразия в подходах нет - каждый регион пошел своим путем.
Так, калужский губернатор потребовал от муниципальных властей, чтобы те, объявляя тендер на выполнение услуг по уборке территорий, четче составляли конкурсную документацию. В частности, конкретнее указывали контрольные показатели. К примеру, время, за которое фирма-поставщик услуг уберет перекресток, допустим, сто на сто метров. Анатолий Артамонов также напомнил ситуацию, когда торги на уборку областного центра выиграла несуществующая фирма, зарегистрированная в столице. После того, как москвичи предложили более выгодные условия и победили, выяснилось, что муниципальный контракт подписывать не с кем. Глава региона уверен: конкурсная документация должна быть составлена таким образом, чтобы подобные случаи были невозможны в принципе.
В Рязанской области, решая сиюминутные задачи, вспомнили, как когда-то к уборке улиц привлекали персонал промышленных предприятий. К этой практике решено вернуться.
- Нужно шире привлекать к работе предприятия, имеющие в своем распоряжении спецтехнику, - заявил губернатор Олег Ковалев. Он также предложил при необходимости объявить субботники для школьников старших классов и поработать в выходные на расчистке тротуаров и подъездов к общественно значимым учреждениям.
А депутаты Рязанской гордумы искали способы разгрузки транспортных магистралей в дни природных катаклизмов. Так, депутат Семен Сазонов на заседании комитета по городскому хозяйству заявил, что освобождение автовладельцев от оплаты проезда в общественном транспорте во время снегопадов будет стимулировать их добровольный отказ от автомобиля.
Тульские власти пошли другим путем. Для начала власти областного центра пригрозили управляющим компаниям штрафом от 100 до 300 тысяч рублей, если те "не устранят нарушения". А затем мэр Тулы Александр Прокопук посоветовал руководителям УК стать ближе к народу и, по примеру многих тульских чиновников, до 25 января завести аккаунты в популярном сервисе микроблогов. В управляющих организациях пожелание мэра исполнили - зарегистрировались на портале даже раньше.