В галерее "Хлам" открылась совместная выставка Михаила Лылова и Пола Хадж Бутроса "Следи за собой". Михаил в искусстве пять лет, его работы участвовали в первой выставке галереи, а четыре года назад в "Хламе" представили его персональную экспозицию.
В этот раз Михаил показал воронежцам образец скорее европейского, чем русского искусства. По мнению открывавшего выставку директора галереи Алексея Горбунова, для России характерно отношение к искусству как к отрасли индустрии развлечения. В Европе же современное искусство выделилось в самостоятельную сферу, в один из способов исследования реальности. Сам автор предлагает воспринимать свои работы не как элемент просвещения, а скорее, как некий сон, как что-то иррациональное. Это сцены жизни человека, воспринимаемые не логикой, но эмоциями.
Открывает выставку фильм Пола Хадж Бутороса "Пистолетный сон". Раз за разом поднимаемый с травы пистолет, выстрел, люди, снятые то со спины, то как будто из очень неудобного для оператора положения - все это создает весьма странное впечатление, заставляя нервничать без повода. В описании выставки сказано, что она "...возникла из легкой вибрации в животе, такой, которую школьники обычно испытывают перед ответственными контрольными". Примерно такое чувство и возникает при внимательном вглядывании в видеоряд.
Во втором зале взгляд приковывает скульптура Михаила Лылова "Что такое человеческая голова" - единственный экспонат, не являющийся фильмом. Выполненная из гипса, металла и пенопласта, она напоминает не то отпечаток лица, не то действительно вскрытую человеческую голову. Фантастичности этому экспонату добавляет искусно подобранный свет.
Фильм Лылова "Следи за собой", снятый дрожащей камерой на улицах Воронежа, и фильм Бутороса "Болтовня" - бытовые сцены жизни европейцев - на первый взгляд кажутся сумбурными, но не содержательными. Однако при полном погружении в их созерцание возникает острое ощущение суетности и праздности самой жизни. Закончив просмотр, хочется немедленно пойти и сделать что-нибудь полезное. И, желательно, далекое от современного европейского искусства.