Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ) осуществил один из самых амбициозных проектов последних лет - спектакль "Месса" Леонарда Бернстайна. Это первая полная сценическая версия в России.
Еще до начала репетиций будущий спектакль называли необычным. К его постановке привлекли международную команду режиссеров, художников, хореографов. Как отметил директор НГАТОиБ Борис Мездрич, режиссер Резия Калныня осуществил сложную сценическую фактуру нового спектакля. Интересные сценографические решения предложил художник Кристапс Скулте, известный в Латвии театральный и телевизионный сценограф, признанный мастер масштабных сценических шоу. Хореографический текст проекта придуман в соавторстве Кириллом Симоновым и Илзе Зириня.
По словам главного дирижера Новосибирской оперы Айнарса Рубикиса, "Месса" есть ни что иное, как микстовый жанр, театральное действо с танцорами, певцами, актерами, оркестром - своего рода перфоманс в рамках масштабной сценической постановки. Произведение написано Бернстайном в 1971 году. Оно было задумано в память о Джоне Кеннеди и приурочено к открытию Центра искусств в Вашингтоне. Но идеи, воплощенные в нем, до сих пор актуальны.
- Спектакль нельзя поместить в рамки одного привычного жанра, ведь это и опера, и балет, и мюзикл. Это одно из выдающихся театральных произведений ушедшего века. Спектакль необычен потому, что все здесь ново, начиная от языка и заканчивая составом оркестра, - считает Айнарс Рубикис.
Он вместе с оркестром, солистами, хором (хормейстер-постановщик заслуженный деятель искусств Вячеслав Подъельский, хормейстер - Сергей Тенитилов) создал музыкальное оформление "Мессы", а известная джазовая певица Наталья Соболева - "особый" вокал. На главную роль Селебранта (Священника) в "Мессе" приглашены Алексей Крыжановский и Дмитрий Суслов. В спектакле также задействованы ведущие солисты новосибирской оперы, артисты балета, студенты Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, артисты хора Роман Сузун и Елена Хекоян, а также приглашенные артисты.