Контракт о строительстве НПЗ был подписан между инвесторами и республиканскими властями на последнем международном экономическом форуме в Сочи. Согласно документу, к 2016 году инвесторы должны завершить первый этап проекта, вложив в него порядка 30 млрд рублей.
Для бюджета страдающей от дефицита топлива республики это не только серьезное подспорье в виде 500 млн рублей ежегодных налоговых отчислений, но и решение вопроса занятости населения - с пуском предприятия работу получат 1,5-2 тысячи жителей Адыгеи. К тому же наличие собственной переработки избавит местные власти от ценовой зависимости от вертикально интегрированных нефтяных холдингов.
Для самих инвесторов выгода также очевидна. Краснодарский НПЗ (мощностью переработки 2,5 млн тонн) находится в черте кубанской столицы, и его модернизация ограничена городскими кварталами. Поэтому завод физически не может провести реконструкцию для повышения глубины переработки нефти.
Зато КНПЗ по 15-километровому трубопроводу может поставлять сырье для адыгейского предприятия, территория которого (558 га) позволяет строить современное производство с глубиной переработки 95%.
У краснодарского завода есть доступ к трубопроводу "Транснефти", поэтому Адыгейскому НПЗ не нужно будет тратиться на дополнительные поставки сырья.
Впрочем, как заметила "РБГ" аналитик компании "АЛОР" Наталья Лесина, 30 млрд рублей инвестиций - совсем незначительная сумма.
- Вложения должны быть в разы больше, если собственники намерены с нуля построить завод, выпускающий продукцию "Евро-5", - считает она, - либо инвесторы должны пересмотреть сумму вложений, либо рассчитывают использовать очень дешевое оборудование.
По расчетам эксперта ИК "Грандис Капитал" Андрея Толстоусова, строительство современного завода стоит порядка 100 млн долларов на каждый 1 млн тонн мощности без учета инфраструктуры. Еще в 300 млн долларов обойдется строительство ветки нефтепровода. Без этого завод просто не сможет начать работу. Аналитик Rye, Man & Gor Securities Дарья Козлова считает, что строительство НПЗ сегодня выгодно, даже несмотря на то, что маржа от переработки нефти в дизель на экспорт упала с 10 до 5-6 долларов за баррель. По ее мнению, в России есть дефицит дизельных и бензиновых мощностей, и такая высокая маржа будет сохраняться в ближайшие 4-5 лет.