Полтора с лишним столетия здесь находится наш армейский форпост в Закавказье. После вывода российских войск из Грузии, он остался единственным. Это обстоятельство, а также близость Гюмри к натовской базе в Турции, придает армейским объектам особый статус. Российские военнослужащие не только прикрывают границы Содружества, но и являются своеобразным гарантом безопасности нашего стратегического партнера - Армении. Кроме того, подразделения базы выполняют задачи в интересах Организации договора о коллективной безопасности. Вот почему Сергей Шойгу решил лично проверить боеготовность соединения и посмотреть, как там живут военнослужащие.
Опереться на собственные впечатления, к сожалению, не вышло. Но есть доклады местного военного командования, которые, наверняка, заставили министра задуматься над дальнейшем обустройством базы. Думать, на самом деле, есть о чем. Российский военный городок Гюмри, который местные жители прозвали старой крепостью, когда строили очень основательно. Не случайно во время сильнейшего землетрясения 1988 г. его здания практически не пострадали. Однако время берет свое, и полтора столетия не пощадили ни дорог, ни каменных зданий. Но в первую очередь капитального строительства требует коммунальное хозяйство наших воинских частей.
Хватает здесь и социальных проблем. Несколько лет назад, когда штат базы сократили с 5 до 3,5 тысяч военнослужащих, а места солдат-контрактников чуть ли не повсеместно заняли призывники, острота жилищного вопроса в Гюмри вроде бы отошла на второй план. Служебные квартиры сейчас там имеют практически все офицеры. Но в Минобороны РФ отдают себе отчет, что это лишь временная победа. Дело в том, что офицеры служат на 102-й базе, как правило, год-два и почти всегда - в отрыве от семьи. Понятно, сколько неудобств это доставляет и самим служивым, и их женам с детишками. Рано или поздно военному руководству России придется озаботиться строительством жилья в наших гарнизонах в Армении, выкладывать дополнительные средства на компенсацию платы за съемные "метры", либо искать другое приемлемое решение, кстати говоря, цены за поднаем жилья в Гюмри меньше, чем в Ереване, но все-таки бьют по кошельку.
Если смотреть на проблему шире и говорить не только о социалке, но и о материально-техническом снабжении 102-й базы, становится ясно, что лучший путь тут - опора на местные возможности. Нужно ли, к примеру, из России везти в Армению мебель для казарм, штабов и учебных корпусов, выкладывая на чужих границах немалые таможенные сборы? В Минобороны РФ, похоже, склоняются к выводу, что проще и дешевле этот и прочий груз для нашей военной базы приобретать в местах ее дислокации. И нам хорошо, и армянским партнерам выгодно. Стоит ли удивляться, что вчера на переговорах Сергея Шойгу с коллегой Сайраном Оганяном министры быстро договорились об участии минобороны Армении в развитии инфраструктуры нашей военной базы. То есть речь, по сути, идет о достаточно новых формах и сферах двухстороннего оборонного сотрудничества стран.
В том числе и о них шла речь на встрече Сергея Шойгу с президентом Армении Сержем Саргсяном и на переговорах нашего министра с Сайраном Оганяном. Детали состоявшего диалога чиновники публично не озвучивали. Их краткое итоговое заявление представителям СМИ сводилось к общепринятому в таких случаях резюме: обсуждались проблемы международной и региональной безопасности, а также пути укрепления двустороннего военного и военно-технического сотрудничества России и Армении. Сергей Шойгу уточнил, что в феврале начнется работа над программой оборонного взаимодействия двух стран после 2013 года и объяснил, что его декабрьские договоренности с армянским коллегой уже выполняются без всяких проволочек. А раньше с реализацией таких решений военные почему-то не торопились.
В принципе, никаких сенсаций. Однако в кулуарах поговаривали, что участившиеся в последнее время контакты Шойгу с Оганяном - за неполные три месяца министры встречались трижды - могут косвенно свидетельствовать о подготовке конкретных решений по двустороннему оборонному сотрудничеству России и Армении в целом, и по новой схеме материально-технического обеспечения 102-й базы - в частности.
Напомним, что Договор между Россией и Арменией об условиях пребывания в стране наших военнослужащих подписали 16 марта 1995 года. Хотя срок его действия был определен в 25 лет, полтора года назад страны решили почти в два раза увеличить время нахождения в Закавказской республике российских военных. Теперь нашим гарнизонам в Армении гарантирована долгая жизнь - по меньшей мере, еще 47 лет. Причем действие документа будет автоматически продляться на пятилетние периоды, если одна из сторон не решит выйти из договора.
Такое вряд ли возможно. Ведь Россия и Армения входят в Объединенную систему ПВО СНГ, имеют совместную группировку сухопутных войск. В том же Гюмри на боевом дежурстве стоят российские зенитные ракетные системы С-300В, а в пригороде Еревана в готовности к взлету постоянно находятся экипажи наших фронтовых истребителей МиГ-29. Почти три с половиной тысячи солдат и офицеров, которых Минобороны РФ командировала в Армению, являются российским форпостом в Закавказье, прикрывают страну с юго-западного направления. В то же время эта войсковая группировка помогает обеспечивать безопасность дружественного нам государства. Вот почему длительное пребывание 102-й российской военной базы в Гюмри одинаково выгодно и Москве, и Еревану.