Во-первых, резко сократилась периодичность фискальных проверок. Если, по словам опрошенных, в 2011 году их проверяли раз в два года, то в 2012-м - скорее раз в три года. Труд их, правда, не пропадает даром.
По налогу на прибыль и НДС налоговые органы и сегодня досчитывают многим компаниям дополнительные обязательства. Как и прежде, в более чем половине случаев их причина, по мнению налоговиков, в недостаточной экономической обоснованности расходов, неубедительном документальном их подтверждении. А вот укоров в адрес недобросовестных поставщиков поубавилось, и это показательно.
Налогоплательщики стали более осмотрительны при выборе контрагентов, делает вывод партнер "Эрнст энд Янг" Питер Рейнхардт.
Несмотря на то, что фискальные власти чрезвычайно усердны в модернизации отечественного законодательства, корректировки не всегда эффективны, отмечают аналитики.
Многие компании попросту игнорируют отдельные правовые новации. Например, 87% налогоплательщиков не изменили порядок распределения прибыли после отмены условия о минимальной стоимости вклада (более 500 млн рублей) для применения нулевой ставки налога на прибыль по дивидендам. По схожим мотивам, создание
Таможенного союза не оказало никакого влияния на бизнес 56 процентов компаний, ведущих деятельность в СНГ.
Дело обстоит лучше, когда налогоплательщики более ясно видят "кнут" и "пряник".
Так, по итогам 2011 года наиболее широкое применение нашли изменения, внесенные в статью 54 НК РФ. Они разрешили налогоплательщикам исправлять ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, а также в декларации текущего периода при условии, что ошибки привели к переплате налога.
Головной болью для многих компаний продолжают оставаться расчеты, связанные с трансфертным ценообразованием. Респонденты продолжают говорить об их несовершенстве, необходимости дальнейшей доработки.
Значительная часть респондентов признала, что попросту не располагает ресурсами для того, чтобы привести методологию компании в соответствие с новыми правилами.
Пожалуй, самое заметное изменение в налоговом администрировании - сокращение сроков возмещения НДС, но и оно не велико - уменьшилось количество респондентов, потративших более года на получение НДС из бюджета.
Вступление в силу закона о трансфертном ценообразовании, введение электронных счетов-фактур и подобные им новации последнего времени, естественно, не могли не создать дополнительную административную нагрузку для налогоплательщиков и, таким образом, сказаться на общем отношении к налоговому режиму.
Тем не менее, большинство респондентов оценило его влияние на приток инвестиций в Россию как нейтральное, сделав при этом оговорку: без дальнейшего упрощения налогового законодательства и сокращения документооборота существенно улучшить инвестиционный климат в России вряд ли удастся.