01.02.2013 00:22
Культура

Государственная поддержка кинопроектов переходит в новые руки

Государственная поддержка кинопроектов переходит в новые руки
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №21 (5997)
Фонд кино, вокруг которого все три года его существования кипели страсти, сменил руководителя: место Сергея Толстикова на посту исполнительного директора занял Антон Малышев.
Читать на сайте RG.RU

В свое время приход Сергея Толстикова к руководству новосозданного Фонда вызвал резкую критику со стороны действующих кинематографистов, которая, однако, вскоре прекратилась: ранее не имевший отношения к кино Толстиков сумел предпринять немало разумных мер по "разруливанию" финансовых потоков государственной поддержки кинокомпаний-"мейджоров" и перспективных кинопроектов. При том что именно на Фонд тогда была возложена главная миссия распределения бюджетных средств - миссия, которая, учитывая мизерность этих средств, сродни задаче накормить тремя хлебами толпу страждущих. Казалось бы, в этих условиях любые решения будут приниматься в штыки: всегда найдется масса обделенных и недовольных. Но скандалы как раз утихли. Главные достоинства работы Фонда, отмеченные практиками кино, - прозрачность работы и ясность критериев. Взятый им курс в кинокругах и теперь считают перспективным, а самого Толстикова характеризуют как весьма эффективного менеджера. Поэтому его уход со своего поста теперь многие воспринимают с нескрываемым сожалением.

Причину новых перестановок эксперты видят в конфликтной ситуации, которая в последнее время развивалась в отношениях между Кинофондом и новым руководством Министерства культуры РФ. Толстиков не раз спорил с позицией министерства в вопросах ужесточения идеологического контроля за содержанием фильмов, поддерживаемых государством, а также квотирования зарубежных картин в нашем прокате.

Сыграли свою роль, по-видимому, и удручающие показатели проката: несмотря на все меры, наше кино не может вернуть себе былую популярность и остается неконкурентоспособным. Еще в прошлом году в распоряжение Фонда поступало 3,8 миллиарда рублей, и он поддерживал главным образом проекты, перспективные с точки зрения их социального содержания, а также фильмы, способные привлечь массовую аудиторию. Чуть больше миллиарда оставалось в ведении министерства культуры - для поддержки авторского, детского и документального кино, т.е. кино, не имеющего большого коммерческого потенциала. Но справедливое распределение средств - еще не гарантия успешности самих фильмов. Картины, на которые возлагались особые надежды, не сумели переломить уже привычное равнодушие зрителей, ни одна из них даже не приблизилась к лидерам рейтингов, и доля отечественного кино в российском прокате так и не выросла до обозначенных планами 18 процентов, а, напротив, упала еще на 2 процента по сравнению с 2011 годом. Наиболее высоких показателей в новом веке российское кино достигало в 2005 году, когда благодаря лидерству фильмов "9-я рота" и "Турецкий гамбит" была зафиксирована планка в 29,5 процента, после чего стала она неуклонно ползти вниз.

В этом году вновь меняется принцип распределения бюджетных средств между министерством культуры и Фондом кино: доля Фонда кино уменьшена до 3 млрд, зато заметно увеличится доля минкультуры - на поддержку дебютных, авторских и документальных картин. Из этих трех миллиардов Фонд кино два предоставит кинопроизводителям, по согласованию с министерством, безвозвратно, один миллиард должен вернуться государству. Министерство культуры, которое после очередной смены караула резко активизировало свои инициативы по регулированию кино, таким образом вновь становится наиболее влиятельной силой в киноиндустрии. Стремление министерства умножить свое влияние на деятельность Фонда кино заметно и в самом выборе его нового руководства: 33-летний Антон Малышев не только имеет опыт в продюсировании фильмов ("Контракт на любовь", "Червь", "Баязет"), но и преуспел в качестве аппаратчика - последнее время он занимал должность помощника полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе. Министерство культуры характеризует его как "перспективного управленца". В его пользу говорит и тот факт, что он из кинематографической семьи: его отец, доктор искусствоведения Владимир Малышев, - сценарист документальных фильмов, долго время успешно руководил Госфильмофондом РФ, где был в числе основателей одного из самых интересных кинофестивалей страны "Белые столбы", и вот уже шесть лет возглавляет Всероссийский государственный университет кинематографии ВГИК.

"Я должен едва ли не впервые в своей практике признать, что Сергей Толстиков был человеком на своем месте настолько, что сама идея Фонда у меня ассоциируется с ним, - сказал "РГ" продюсер кинокомпании "Коктебель" Роман Борисевич. - Так что Антону Малышеву будет нелегко. С Антоном мы были однокурсниками во ВГИКе, и он уже на нашем курсе выделялся своей целеустремленностью и деловитостью. Важно, что он сам был продюсером и хорошо знает кинопроизводство изнутри, у него большая практика в кинематографе, - и я надеюсь, что он успешно продолжит курс, взятый Толстиковым".

Наше кино Минкультуры