31.01.2013 00:23
Культура

В Москве представят книгу Всеволода Арсеньева "Провинциальная Россия"

Сегодня в театре Фоменко представляют книгу журналиста и фотографа Всеволода Арсеньева "Ностальгия. Провинциальная Россия"
Текст:  Юрий Лепский
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (5995)
В ту пору я работал корреспондентом "Комсомольской правды" в Новосибирске. И вот, вернувшись из очередной командировки с полным блокнотом и фотографиями cобственного производства, прилетел в Москву в редакцию. Ответственный секретарь прочитал мой материал, посмотрел фотографии, вздохнул и сказал: "Иди-ка ты к Арсеньеву, попроси его нарисовать макет материала с иллюстрациями".
Читать на сайте RG.RU

Арсеньев сидел за аккуратно прибранным столом. Был он в больших очках, худощав и сед. Арсеньев работал: рисовал очередную карикатуру в номер. Я деликатно покашлял, представился и изложил Всеволоду Михайловичу идею ответственного секретаря.

- Ага, - сказал Арсеньев, - а где фотографии?

- Так вот же они! - наивно воскликнул я.

- А-а-а, - протянул Арсеньев, - а кто вам сказал, что это фотографии?

- Ответственный секретарь, - не нашел я другого ответа.

- Ну, теперь понятно, - удовлетворенно сказал Арсеньев, откинулся на спинку стула и с интересом поглядел на меня.

- А материал у вас о чем? - спросил он, пристально изучив мой ничтожный облик.

Я рассказал.

- Ну и какое отношение эти картинки имеют к тому, о чем вы рассказали?

Я молчал, постепенно понимая, что вся затея с публикацией накрывается медным тазом. До сих пор помню, как мне было стыдно, будто школьнику третьего класса, не выучившему домашнее задание.

Потребовалось немало времени, чтобы я искренне поблагодарил Арсеньева за то, что моя заметка с картинками так и не появилась в "Комсомолке". То же время потребовалось мне, чтобы понять: Арсеньев как мог оберегал любимую газету от нахального дилетантства, бездарности и идеологического нахрапа. Этот скромный, сухой, седовласый человек, прекрасный и тонкий художник, в равной степени хорошо владеет и пером, и фотокамерой.

Отличительная черта настоящего мастера - простота, ясность и строгость взгляда - и в фотографии, и в тексте. Эта простота обманчива. Попробуйте снять или написать хоть что-нибудь подобное тому, что делает Арсеньев. Вы очень быстро поймете: при том, что все у вас есть - и отличная камера, и мощный комп, и дорогая оптика - снимка нет. А чтобы снимок был, нужны не камера и не дорогая оптика, нужен дар писать светом, который, как маленькая свечка, скромно и тихо теплится в тебе всю жизнь.

Мне остается добавить, что замечательная светопись Арсеньева прекрасно представлена тонким и умным издательством "Искусство - ХХI век".

Фотография