Сегодня Островский по-прежнему на первом месте среди авторов, которых ставят российские театры. Об этом свидетельствует статистика. И дело не только в художественном качестве его пьес, но и в их злободневности. Давно стало очевидно, что классика можно ставить современно. Такую попытку делает режиссер Валерий Кове в Оренбургском драматическом театре. Пьесу "Бешеные деньги" актеры играют на фоне металлических контейнеров, фактически без декораций и реквизита, изображая действия с несуществующими предметами. Для них придумана необычная выразительная пластика. Деловой Васильков (Сергей Тыщенко), богатеющий благодаря своему уму и настойчивости, напоминает здесь простоватого нового русского, красавица Лидия Чебоксарова (Мария Губанова) - бездушную, но отнюдь не безмозглую охотницу за миллионами.
Увы, артисты старшего поколения не очень хорошо понимают предложенные им условия игры. В "Бешеных деньгах" Рязанской драмы (режиссер Жанна Виноградова) действие перенесено в эпоху модерна, и Лидия (Марина Мясникова) представлена как циничная эмансипе. Жаль, что все остальные роли, включая Василькова, отданы "старикам", отчего спектакль теряет энергию. "На всякого мудреца довольно простоты" - спектакль, поставленный в Омском академическом театре драмы Александром Кузиным без видимого осовременивания, психологически подробно и любовно, прошел блестяще - прославленные омские "старики" и молодежь купались в ролях, не забывая про ансамбль, и текст Островского именно в этой традиционной постановке прозвучал актуально. Необычным здесь стало то, что Глумов - Сергей Сизых - вовсе не "умен, зол и завистлив", а трогательно юн и лишь стремится стать демоническим подлецом.
Зрители Малого театра получили возможность увидеть интересные постановки из провинции и сравнить их с московскими. Обидно, что сам Малый на фестивале представил спектакль "Волки и овцы", идущий в его репертуаре уже двадцатый год. Хотя есть у него и свежая премьера - "Бесприданница". Однако организаторы, похоже, не озаботились о привлечении нового зрителя, а своя публика видела и старые, и новые работы театра...
Жаль еще и то, что в рамках фестиваля не оказались предусмотрены обсуждения спектаклей, не было "круглых столов" и дискуссий о роли традиции и соотношении ее с новаторством. Хотя представленные спектакли дали отличный материал для важного разговора театралов... Новаторство ведь зачастую теряет смысл без живой традиции. А в немалом числе "традиционных" репертуарных театров подлинная традиция уже, к сожалению, редкость....