Тесные контакты двух стран по линии ПВО - известный факт, и министры де-юре оформили то, что уже много лет существует де-факто. Будь на то воля военных, они бы сделали это сами, скажем, на Совете министров обороны СНГ или на встрече в рамках Договора о коллективной безопасности. Однако для Шойгу и для Джаксыбекова был принципиально важен именно межгосударственный статус соглашения.
Дело в том, что этот документ в том числе санкционирует пересечение военными летчиками границы между Россией и Казахстаном. И что очень важно - без специальных согласований и политических решений. Вторгся нарушитель в воздушное пространство России или Казахстана, случилось в небе иное форс-мажорное событие, и для такого перелета в принципе будет достаточно приказа военачальника, наделенного Москвой и Астаной соответствующими полномочиями. То есть процедура борьбы с нарушителями воздушного пространства в приграничных зонах значительно упрощается. Понятно, что пересечение национальных рубежей, как и обмен военной информацией, тема очень щепетильная. Образно говоря, слегка поделиться суверенитетом, даже в интересах национальной безопасности, готово далеко не всякое государство. Возможно, это обстоятельство сыграло свою роль в явно затянувшейся подготовке двустороннего соглашения по ПВО. Уже после подписания документа Шойгу и Джаксыбеков напомнили, что работа над ним шла шесть лет.
Но ведь Россия и Казахстан давно находятся под пристальным оком Объединенной системы ПВО Содружества. За охрану их неба отвечают еще и авиационные, зенитно-ракетные части и радиотехнические подразделения, привлекаемые к боевому дежурству в рамках Договора о коллективной безопасности. Зачем же, спрашивается, городить огород и плодить новые структуры?
- Начнем с того, что каких-то специальных частей для охраны воздушного пространства двух стран никто формировать не собирается, - объяснили корреспонденту "РГ" военные. - Речь идет о совместном боевом дежурстве, согласовании наших действий в различной обстановке, обмене информацией, совместных учениях и тренировках органов управления, экипажей и расчетов. Это нормальная практика, которая использовалась в прежние годы, в том числе по линии СНГ. Другое дело, что российско-казахстанское межгосударственное соглашение расширит возможности такого взаимодействия и упростит процедуру принятия решения командирами.
Своеобразный противосамолетный и противоракетный зонтик накроет обе страны. Штабы, расчеты и экипажи, которые от российских и казахстанских Вооруженных сил войдут в Единую региональную систему ПВО, будут дислоцироваться на прежних местах, специалисты останутся в своих армиях и бригадах.
Расширится лишь круг их задач, в том числе на совместных учениях, да несколько изменится география их интересов. Так, между прочим, произошло, когда аналогичные военные структуры формировали в рамках Единой региональной системы ПВО России и Белоруссии, а также России и Армении.