В Беларуси, через западные границы которой проходит основной экспортно-импортный поток "тройки", это особенно очевидно. Сбор пошлин идет по нарастающей. Только в белорусский бюджет их зачислено 5,9 миллиарда долларов - на 400 миллионов больше, чем в 2011 году. Это, к слову, 4,7 процента всех собранных таможенных платежей. Сколько поступило в бюджет России, подсчитать нетрудно, если учесть, что в ее адрес перечисляется 87,95 процента. Остальное поступает Казахстану.
Собранные пошлины - отражение растущего потока грузов, перевозимых через белорусский участок внешней границы Единого экономического пространства. Ведь объединенный рынок "тройки" стал куда более привлекателен для внешних инвесторов и производителей. В итоге за два последних года внешнеторговый оборот Беларуси возрос более чем наполовину. А за 10 лет - в 4,4 раза. Транзитный поток товаров за тот же период стал в 2,5 раза объемнее. Только за год там, где проезжало 10 транзитных фур, стало проезжать 11.
А грузов они провозят и вовсе на 13 процентов больше. Получается, что нагрузка на белорусскую таможенную службу, работающую теперь в интересах трех стран, существенно возросла. Только грузовиков, автобусов и легковушек на границе оформлено за год 10 миллионов. Плюс 5 миллионов железнодорожных вагонов. А в сутках, как и прежде, всего 24 часа. Чуть таможенник замешкался - и образуется очередь. А это для границы не то что "пасмурно" - "гроза!" Что фактически и подтвердил на днях заместитель председателя ГТК Беларуси Сергей Борисюк, общаясь с журналистами:
- Наша задача - совершенствовать таможенные технологии для создания на границе безбарьерной среды для бизнеса. Ключевым параметром является время пересечения границы транспортным средством. По этому показателю оцениваем эффективность работы таможенных органов. Сегодня оформление грузового автомобиля, следующего за рубеж, занимает в среднем 15 минут, везущего товар в страны ЕЭП - 45. Однако нужно учитывать и то, сколько простоял грузовик перед тем, как попасть в зону таможенного оформления.
А в дни пик на польском, литовском направлениях очередь, бывает, насчитывает сотни машин. Это сутки, а то и более ожидания. Как покончить с очередями? Сергей Борисюк разложил по полочкам, что будет сделано в нынешнем году.
Во-первых, продолжится выполнение начатой в прошлом году программы "Электронное декларирование". Что она дает? В Минске недавно открылся первый электронный пункт таможенного оформления по выпуску в свободное обращение экспортных товаров. Процедура занимает 2-4 минуты. В первом полугодии планируется переход на автоматическую регистрацию деклараций, поданных в электронном виде, намечается значительно расширить информационный обмен с субъектами хозяйствования в формате Единого расчетного информационного пространства. Тут к месту вспомним, что на создание белорусско-российской системы обмена таможенной информацией в электронном виде была направлена одна из важнейших программ Союзного государства.
Общепризнано, что на западном направлении нужно строить новые и расширять действующие пограничные пункты таможенного оформления. Этому также была посвящена в свое время отдельная программа Союзного государства. Сейчас действует белорусская национальная, рассчитанная на период до 2015 года. В соответствии с ней в этом году вступят в строй два ПТО - "Григоровщина" на границе с Латвией и "Песчатка" - с Польшей, они будут оснащены новейшими досмотровыми комплексами. Войдет в строй транспортно-логистический центр под Минском.
Наконец, на границе станет меньше "хозяев", от чего грузоперевозчикам станет только легче. Так, уже со второго полугодия функции транспортного контроля возьмут на себя таможенники. Сергей Борисюк пояснил, что это даст:
- Водителю или экспедитору не придется ходить от одного инспектора к другому, оплатить сборы можно будет в одной кассе. Непроизводительные затраты времени снизятся минут на 15. Это значит, что пункт пропуска "Каменный Лог", через который идет существенный поток транзита, сможет дополнительно оформить в день до 150 автомобилей. Даже в пиковые дни эта мера сведет очереди к минимуму. При этом вдвое сократится численность персонала, отвечающего за транспортный контроль. Предполагаем, что к 2015 году к таможенным органам перейдет и фитосанитарный контроль.
Cейчаc эксперты трех стран оттачивают формулировки общего Таможенного кодекса, поправки к которому вскоре предстоит принять.
Кстати
Правовая база Таможенного союза составляет 25 международных договоров, 110 решений Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии.
Сейчас в Беларуси насчитывается 24 пункта таможенного оформления автомобильного транспорта общей мощностью свыше 21 тысячи машин в сутки. К 2015 году она возрастет до 35 тысяч, появятся новые пункты пропуска, оснащенные новейшей техникой.