Во вседозволенности ученые винят прежде всего производителей. Выбор сегодня, действительно, больше, чем когда-то в истории, а с ростом игрушечной промышленности растут и детские желания. Однако дело все же не в бесконечном разнообразии машинок и кукол. Главная причина - родительское чувство вины за время, проведенное на работе, считают исследователи.
- У российских родителей тоже сильно развито чувство вины перед детьми, - подтверждает выводы европейских ученых воспитатель подмосковного детского сада Нина Жилина. - Большую часть времени они проводят на работе и проблему дефицита общения пытаются решить, покупая ребенку все, что тот захочет. В итоге получается следующее: не успела мама ступить на порог группы, ребенок уже спрашивает: "А что ты мне купила?" - "Сыночек, ничего". - "А я хочу!!!" - кричит он в ответ. Кроме этого, мне кажется, тридцать лет назад у детей было больше радости. Они ходили по театрам и музеям, в гости. Сейчас спрашиваю у девочки: "Светочка, как прошел день рождения?" - "Мы в "Муму" ходили".
Впрочем, желание современного ребенка обладать 110-й игрушкой еще не самый главный порок. Когда в той же Европе социологи провели опрос на предмет участия ребенка в помощи по дому, оказалось, что четверть детей вообще никак не помогают родителям, правда, каждый пятый ограничивается уборкой в собственной комнате. Кроме этого, выяснилось, что большинство детей (60 процентов) за помощь по дому получают вознаграждение (деньги или сладости). Исследователи утверждают, что еще несколько десятилетий назад такое поведение детей было бы совершенно неприемлемо.
Российских исследований на предмет детских домашних забот не существует, поэтому я попросила знакомых мам, рассказать, как обстоят дела в их домах.
- Я не вижу смысла тратить время ребенка на домашнюю работу, - говорит мама второклассницы Маши. - Зачем девочке восьми лет уметь готовить суп, - недоумевает она. - Жизнь всему научит, а сейчас важно успеть получить необходимые знания.
- Мне проще, быстрее и спокойнее сделать все самой, чем ждать, пока мой мальчик помоет пол, - признается мама трехлетнего Семена.
По словам воспитателя Нины Жилиной, многие современные малыши не знают значения слов "нет" и "нельзя". И это не удивительно. Российские мамы, вооружившись западными изданиями и советами интернет-сообщества "Малыши", предпочли демократическую систему воспитания. Они твердо знают, что сажать на горшок следует когда ребенок "созреет", а не в положенные советскими педиатрами 9 месяцев, что детское любопытство нужно поощрять, а не кричать "нельзя, не трогай!", что прививки - не обязаловка, а свободный выбор каждого.
- Современные родители стали жить лучше, поэтому и ребенку позволяется многое, - комментирует Нина Жилина. - К тому же, в поколении советских родителей методы воспитания передавались из поколения в поколение. Мы обращались к бабушкам за советом - как правильно? У современных мам и пап связь со старшим поколением отсутствует. Да и бабушки сегодня тоже изменились, они работают, заняты своей жизнью и не так охотно, как раньше, возятся со своими внуками.
- Советское воспитание было авторитарным, жестким, - говорит мама четырехлетней Леночки, преподаватель начальных классов. - Если ваш ребенок не сидит в 9 месяцев на горшке - он не человек. Но у моей мамы, например, была книга доктора Спока, который предлагал выбор. Сегодня у нас выбор в тысячу раз больше и возможностей больше. Общество потребления навязывает нам совсем другие ценности. Если во времена наших бабушек была установка трудиться, то сейчас - развлекаться. Мне кажется, родители, может, и неосознанно, транслируют эту установку своим детям. Если раньше ребенок в 25 лет вкалывал на заводе, то сейчас в этом возрасте он все еще деточка.
- Родитель - это большая сила, особенно когда дети маленькие и верят, что мама с папой самые умные, - считает папа трехлетней Сони. - И нужно положить все силы, чтобы не уронить свой авторитет. Я думаю, особой разницы в родителях разных поколений нет. Все дело в том, есть у тебя родительский дар или нет. Если его нет, родитель сделает больше глупостей, чем одаренный.
Андрей Юревич, заместитель директора Института психологии РАН
- Родителям психологически проще поощрять своих детей, чем что-либо им запрещать, поэтому "разрешительная" часть воспитательной системы явно доминирует над "запретительной". И если средства позволяют, детям действительно покупают любую игрушку вне зависимости от их поведения. Подобную систему воспитания можно назвать либеральной, лучше - псевдолиберальной, но нельзя назвать демократической, поскольку большая часть населения во всех странах ее не одобряет, но не находит в себе воли и сил сопротивляться ей.
Среди потенциальных последствий - и для нашей страны, и для Европы - формирование "поколения без тормозов", вообще не способного говорить себе "нет" и соблюдать какие-либо запреты. Но до этого вряд ли дойдет, поскольку любая культура способна вырабатывать защитные механизмы, и когда ее "либеральное размягчение" достигает предела, начинается ее защитное ужесточение. Думаю, этот процесс уже начался.