Виктор Проскурин, народный артист России:
Театр есть театр. Он должен существовать, жить и, как говорится, дышать. Мой друг не так давно посмотрел "Рассказы Шукшина" в Театре Наций и был в полном восторге. Это значит, что люди до сих пор хотят посещать спектакли. Но нельзя сравнивать наши дни с советским периодом театрального искусства. Это было особое время. Сейчас театр находится в неком поиске. После 90-х гг. позволено было делать все: анекдоты рассказывать, матом ругаться, писать второсортные пьески... На театр очень многое "набросали" и только сейчас все потихоньку начинают разгребать. Театр становится не просто чем-то эффектным, но также интересным - появляется новая драматургия.
Модернизм в современном театре тоже нельзя расценивать однозначно. Ведь вспомните, в живописи тоже все сложно начиналось. Сначала смеялись над Филоновыми и Кандинскими, а потом их творчество быстро стало набирать популярность. Поиск новых путей просто необходим. Мне нравится, например, когда архитекторы делают из льда какие-то фигурки, и люди хотят это видеть. Представьте себе, чтобы 20 лет назад на Красной площади было нечто подобное! С другой стороны, такие театры могут создать искаженное представление об искусстве у тех, кто плохо с ним знаком. Должно быть какое-то обучение, которое обязательно даст свои плоды. Ведь, скажем, в 20-х гг. прошлого века были не только персонажи вроде Бурлюка или Каменского, но и такие, как Мейерхольд или Шостакович. И через какое-то время исканий все это вылилось в хорошую художественную форму.
Раз человеку позволено что-то делать, то, полагаю, у него есть на это возможности и соображения. Поэтому, раз из театра Гоголя, согласно 7-й полосе "РГ", хотят сделать Центр - это полное право художественного руководителя. Но я вспоминаю, как в 90-х то же самое хотели сделать с театром Ермоловой. Но у Валерия Фокина ничего не получилось, и тогда он организовал Мейерхольдовский центр, где, правда, тоже были проблемы.
Сейчас только особая часть людей ходит слушать маленькие концерты талантливых исполнителей. А большинство бежит туда, где что-то случилось. Все хотят событий, зрелищности и криминала. Но я буквально ощущаю, что тяга людей к театру будет с годами усиливаться. У Кедрова есть замечательные строки: "Уже отыграна игра, и умерли давно актеры, а сцена все еще гола и ждет другого режиссера. Но и другой, когда придет, не сможет отыграть те роли. Они отыграны до боли, а боль когда-нибудь пройдет". И главное: "Тогда и вылезут на сцену фигляры, клоуны, пажи, переиграют нашу пьесу и передразнят нашу жизнь". И так было всегда в нашей стране, когда что-то менялось, но, в итоге, все заканчивалось благополучно.