05.02.2013 00:21
Общество

Егор Малков: Наука дает возможность для творчества

Молодой преподаватель легче находит контакт со студентами
Текст:  Елена Базина
Российская газета - Федеральный выпуск: №23 (5999)
Типичный служитель науки - пожилой человек в костюме, застегнутом на все пуговицы, с портфелем и при галстуке. Улыбается редко, говорит сухо. Егор Малков, двадцатидвухлетний преподаватель макроэкономики в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики", разрушает все стереотипы. На занятия ходит в футболке, со студентами на "ты". Про Егора в университете уже слагают легенды. Желающих под его началом приобщиться к макроэкономике так много, что в аудиторию приходится ставить дополнительную мебель.
Читать на сайте RG.RU

- Егор, за что тебя так любят студенты?

- Мне удалось найти с ними общий язык. Мне кажется, это самое главное в любом деле, не только в преподавании. Важно, чтобы ты получал удовольствие от того, чем ты занимаешься. Я надеюсь, что от наших занятий мы вместе получаем удовольствие - и я, и мои студенты. У нас небольшая разница в возрасте. Я старше их всего на пару лет. Поэтому глупо было бы устанавливать какую-то жесткую иерархию. Общаемся на равных.

- Студенты обращаются к тебе просто по имени?

- По-разному. Кто-то - просто по имени, кто-то называет "Егор Сергеевич". Изначально я представился просто "Егор Малков", но некоторые ребята привыкли, что к преподавателю обязательно нужно обращаться по имени-отчеству. Я считаю, что это условность. Точно такая же, как приходить на занятия в костюме. Я, например, комфортнее чувствую себя в футболке. Разве от того, что я не в пиджаке, я хуже преподаю? В западных университетах подобного нет, да и у нас потихоньку от этого начинают отказываться.

- Ты знаешь по имени всех своих студентов?

- Да, всех, и в лицо, и по имени. Кого не запомнил сразу, специально потом старался выучить. Сейчас уже знаю даже какие-то факты их биографии: кто чем увлекается, кто из какого города. Мы с ними много общаемся в соцсетях. И, конечно, речь идет не только об учебе.

- Не мешают "внеуставные" отношения учебному процессу?

- Я стараюсь их четко разделять. Когда я пришел к студентам в качестве преподавателя, с некоторыми из них у меня уже были сложившиеся отношения. И, конечно, вначале можно было услышать: "Егор, а что будет завтра на контрольной?" Но я сразу объяснил, что поблажек никому не дам.

- Двойки на экзамене ставишь?

- Конечно ставлю, если вижу, что человек несет откровенную ерунду. Если я буду слишком мягким, это навредит самим студентам.

- У тебя есть слабости, которыми пользуются студенты?

- Я всегда открыт для диалога, стараюсь ответить на все вопросы. Студенты приходят ко мне на консультации, пишут на электронную почту, оставляют сообщения в соцсетях. Однажды мы таким образом переписывались до пяти утра, разбирали задания. Я не могу отказать. Вдруг завтра на контрольной им попадется вопрос, который мне задавали накануне, а я не ответил, потому что, например, спать захотел. Как я себя потом буду чувствовать? Вопросов, конечно, они задают много. Но это же хорошо, это значит им интересно.

- Большинство студентов, поступая на факультет экономики, который ты окончил, мечтают сделаться воротилами бизнеса, а ты вот стал преподавателем. Почему?

- Когда я поступал, у меня и мысли не было, что я займусь преподавательской деятельностью. Олигархом, правда, тоже себя не видел. Думал, закончу и пойду работать в какую-нибудь престижную компанию. Такие планы были у меня вплоть до третьего курса, когда я случайно вместе со своим другом не зашел в кабинет к его научному руководителю Сергею Эдмундовичу Пекарскому. Что он мне говорил, не помню, но вышел я оттуда с твердой уверенностью, что хочу заниматься только макроэкономикой. До этого момента я даже не представлял, насколько это интересно. Под руководством того же Пекарского и начал преподавать. Сейчас с ужасом думаю, что мог бы в какой-нибудь компании перебирать бумажки. Да я бы умер там со скуки. А наука дает возможность для творчества, возможность верить в чудо и участвовать в нем.

- Ты окончательно решил посвятить себя науке?

- Всякое может случиться. Не стоит загадывать. Я хотел бы получить PhD в Штатах. После этого обычно остаются работать в каком-нибудь университете, при этом экономисты состоят в нескольких сообществах, занимаются исследовательской деятельностью или работают советниками в МВФ. Не стоит воспринимать науку как выведение каких-то формул на бумаге. Это нормальное живое общение живых людей. Вообще моя жизнь наукой не ограничивается. Я занимаюсь легкой атлетикой, интересуюсь музыкой и живописью. И в каждой сфере у меня есть своя определенная цель.

- Как ты думаешь, с годами изменится твой стиль преподавания?

- В скучного лектора я точно не превращусь. Я абсолютно уверен, что буду столь же много времени уделять своим студентам, отвечать на все их вопросы.

Из жизни егора малкова

1. Он составляет список дел, которые собирается выполнить в течение дня.

2. У него есть своя теория иконописи.

3. Он играет на африканских барабанах.

4. В детстве его кумиром был Оле-Эйнар Бьорндален.

5. Его вдохновляют баня, спорт и маленькие дети.

Образование Высшая школа экономики