Специальным гостем был доктор Манфред Дезелерс - священник, руководитель программ католического "гостевого дома" в Освенциме и автор диссертации о сущности зла на примере биографии коменданта концлагеря Аушвиц Рудольфа Гесса. Дезелерс посетил Россию впервые по приглашению регионального Центра устной истории (Воронеж).
В концлагере Аушвиц - Биркенау - погибло, по разным подсчетам, от 1,3 до 1,6 миллиона человек. От истощения, болезней, холода, непосильного труда, побоев, пыток и циничных медицинских экспериментов, во время расстрелов, а главным образом - в газовых камерах. Большинство жертв составляли европейские евреи, много было также поляков, советских военнопленных и цыган.
Произвол немецких охранников объясняют тем, что заключенных, согласно расовой теории национал-социалистов, не считали полноценными людьми. Однако и спустя 68 лет после освобождения Аушвица - годовщину справили 27 января - умы по-прежнему бередит вопрос: как это можно было допустить?
- Занимаясь биографией Гесса, я все больше понимал, как много для него и других нацистов значила их идеология - по сути, псевдорелигия. Они были абсолютно уверены в ее истинности, - пояснил доктор Манфред Дезелерс. - В том, что "возвращение к природным корням" действительно невозможно без войны со всем, что ослабляет народ: от болезней физических (первыми в газовые камеры отправили немецких душевнобольных) до душевной мягкости (истоки которой нацисты видели, в частности, в иудаизме и выросшем из него христианстве - религиях, где грешникам даруется прощение). Вожак-фюрер, посланный свыше, объявил, что настала минута для решительной борьбы. А борец должен ненавидеть противника, чтобы его уничтожить… Гесс не был фанатиком. Но в переломные моменты жизни он раз за разом делал неверный выбор между человечностью и автоматическим подчинением "долгу". Эсэсовцам запрещалось видеть в узниках людей. И все же были мгновения, когда Гесс ощущал человеческое достоинство жертв. В его воспоминаниях описаны сцены на площадке в Биркенау, куда приходили вагоны с обреченными на смерть: как кричала на коменданта женщина, как играли дети. Бог стучался в его сердце. Эти сцены всплывали в памяти Гесса всякий раз при виде собственной жены и детей. Будили беспокойство совести. Принять его всерьез означало бы фактически самому оказаться среди жертв. Страх смерти оказался сильнее. Гесс глушил в себе беспокойство и продолжал, как автомат, выполнять свои обязанности. Зло - в отвержении Бога. Но что бы ни случалось, Он всегда пребывает на стороне жертв и не перестает любить преступников.
Участники дискуссии обсудили проблему ответственности за зло. Несет ли ее только человек, созданный свободным, - или можно было ожидать и божественного вмешательства? Свершаются же чудеса "по мелочам".
- Бог ограничивает зло при помощи смерти. Если бы склонный к греху человек был вечным, мир бы давно рухнул. Но в остальном людям оставлен выбор между добром и злом, и в Аушвице тоже - каждый стоял перед своим выбором, - отметил проректор Воронежской православной духовной семинарии иерей Сергий Уланов. - Бог не оставил мир - мы ведь живем в седьмом дне творения. Но роботы, одинаково послушные и любящие, Ему не нужны. В этом вопросе у христиан нет разделений.
Пастор евангелической лютеранской церкви, глава воронежской общины Святой Марии Магдалины Владислав Безрядин указал на то, как испытание выбором во время Второй мировой проходили представители разных конфессий:
- Среди лютеран и католиков того или иного уровня церковной иерархии были случаи как сопротивления нацистам, так и сотрудничества с ними. А во время оккупации Воронежской области, например, имел место и коллаборационизм со стороны священников РПЦ. У Бога все живы, но кто-то ушел к Нему предателем, а кто-то - мучеником.
С подобными обобщениями воронежцы согласились, однако признали, что воплощать идеалы любви и прощения, имея дело с конкретными обидчиками, порой едва ли возможно. Однако необходимость "светского" наказания за преступления христианскими церквями не оспаривается.
- Бывшие узники концлагерей, с которыми мне доводилось общаться, говорят о любви к жизни и людям - но и о ненависти к тем, кто украл их лучшие годы, здоровье и так далее. Им трудно даже рассуждать о прощении. Они очень надеялись, что их охранники и мучители будут при жизни наказаны обычным человеческим судом. Как мы знаем, части преступников удалось этого избежать. Среди них и доктор Менгеле - "Ангел смерти" из Освенцима - которого несколько раз спасали от преследования женщины, и бывший эсэсовец, которому помогли бежать из воронежского плена местные девушки. Последний, кстати, отказался со мной говорить, так как до сих пор презирает людей "низших" рас, - подчеркнула руководитель Регионального центра устной истории Наталья Тимофеева.
Впрочем, бывшие узники не питают неприязни к немцам как таковым. Только к конкретным людям. В советское время они, по словам Тимофеевой, даже уклонялись от выступлений на суде против своих мучителей.
- Зло касается каждого, мы все в той или иной мере становимся его жертвами. Но, отвечая на него ненавистью, мы втягиваемся в порочный круг. И рискуем не заметить, как оказались в роли обидчиков, - заключил священник католического прихода Пресвятой Девы Марии Заступницы в Воронеже отец Виктор Свидерский. - Бог стучится и к нам в сердца - подобно тому, как стучался в сердце Гесса в Аушвице. И мы должны следить, чтобы на Его место не встало что-то иное. Потому что любая псевдорелигия разрушает человечество изнутри.