На скамье подсудимых оказались рядовой Сергей Деняев и бывший командир войсковой части 76684 полковник Сергей Рябов. Солдата приговорили к штрафу в 10 тысяч рублей, а полковника - наказали 35 тысячами рублей.
Несмотря на то, что накануне процесс объявляли открытым, председательствующий судья Виталий Белов предупредил журналистов, что доступ в зал заседаний для прессы возможен только в начале заседания и при оглашении приговора. Уголовное дело рассматривалось в особом порядке - то есть без привлечения свидетелей. Такой порядок предусмотрен Уголовно-процессуальным кодексом РФ и применяется по заявлению подсудимых и при согласии потерпевшей стороны и гособвинения. Особый порядок судопроизводства предполагает, что подсудимые полностью признали свою вину. В соответствии с законом в этом случае наказание не должно превышать 2/3 от максимального трехлетнего срока лишения свободы, предусмотренного в УК РФ за допущенные ими нарушения.
Подсудимые старались держаться уверенно, правда, было заметно, что рядовой Деняев нервничает в отличие от улыбчивого полковника Рябова. В суде за ходом процесса следили около 20 потерпевших из числа жителей поселка, приглашенных повестками. Представители Минобороны РФ на процессе не присутствовали.
Следствие по этому резонансному делу длилось больше года. Как следует из материалов дела, 26 мая 2011 года рядовой Сергей Деняев совместно с другими военнослужащими участвовал в разукомплектовании и расфасовке гильз от артиллерийских снарядов. При этом он бросил одну из гильз с капсулем-детонатором к другим гильзам. Произошел взрыв и начался пожар, который поначалу военные пытались потушить своими силами. Но скоро стало очевидно, что справиться с огнем они не в состоянии. Пламя перекинулось на складские помещения, где хранилось более 90 тысяч тонн боеприпасов, и начались беспорядочные взрывы.
В зоне поражения оказался поселок Урман, возле которого располагался арсенал. После того, как огонь перекинулся на жилые дома, приняли решение эвакуировать жителей в радиусе десяти километров вокруг арсенала.
Практически полностью сгорели три улицы, без крова остались 116 человек, около 30 были госпитализированы. Двое погибли: один мужчина попал под колеса автомобиля во время эвакуации, второй скончался от сердечного приступа в лесу, престарелая парализованная женщина, которая не смогла покинуть опасную зону, считается до сих пор пропавшей без вести. Ущерб от ЧП превысил 7,5 миллиарда рублей.
Вину командира войсковой части 76684 полковника Сергея Рябова следствие усмотрело в том, что к выгрузке снарядов он привлек солдат без соответствующей подготовки. К примеру, тот же рядовой Деняев по своей военно-учетной специальности являлся поваром.
Ликвидация последствий взрыва затянулась на несколько месяцев, она проводилась в несколько этапов: сначала саперы очищали от неразорвавшихся снарядов улицы, приусадебные участки, лесной массив и лишь затем взялись за восстановление разрушенного поселка.
Пострадавшим жителям Урмана уже через несколько дней после ЧП была оказана единовременная материальная помощь из расчета 5000 рублей на каждую семью. Компенсация за поврежденное жилье и имущество перечислялась по мере формирования необходимого пакета документов. До декабря 2011 года пострадавшие получили из федерального бюджета компенсационные выплаты в расчете от 10 тысяч до 50 тысяч рублей на одну семью. С августа 2012 года на эти цели из бюджета Башкортостана было выделено более 10,6 миллиона рублей.
- Вопрос с выплатой компенсаций практически закрыт. Сейчас проблемой номер один остается трудоустройство населения. В поселке насчитывается около 3000 жителей, 450 из них служили в арсенале, - рассказал корреспонденту "РГ" глава администрации сельского поселения Урман Рафаэль Калкаманов. - После того, как арсенал был расформирован после пожара, трудоустроиться смогли только 150 человек, принятых на работу на предприятие, занимающееся утилизацией снарядов по договору с Минобороны России.