05.02.2013 00:45
Общество

Треть компаний внедрили инструменты "семейной ориентированности"

Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - Карьера и менеджмент: №4 (882)
Сегодня поддержка семейных ценностей становится все более актуальной для повышения лояльности сотрудников и построения сильного бренда работодателя. К такому выводу пришли аналитики страховой группы Generali PPF в России и онлайн-сервиса Recruitnet.ru, проведя исследование среди директоров и менеджеров по HR (человеческим ресурсам). Все больше успешных проектов, связанных с семьей и семейными ценностями, реализуется крупнейшими компаниями. Вслед за ними эту тенденцию подхватят и другие участники рынка.
Читать на сайте RG.RU

По оценке экспертов, не менее трети крупных компаний уже внедряют инструменты "семейной ориентированности", активно развивая новые подходы к построению "семейного" бренда.

"Мы видим, что медицинское страхование сотрудников уверенно занимает лидирующие позиции в рейтинге корпоративных мотивационных программ, - говорит Владислав Минар, член совета директоров Generali PPF в России. - Сегмент корпоративного страхования сотрудников в России активно развивается, причем во многом за счет возросшей роли страхования как части соцпакета, что доказывают российские и зарубежные исследования. Первое место среди корпоративных мотивационных программ занимает добровольное медицинское страхование, второе - страхование от несчастных случаев, третье - пенсионное страхование. И если среди крупных зарубежных компаний около 65-70% включают страхование от несчастных случаев в пакет корпоративных льгот и компенсаций, то среди российских компаний, относящихся к сегменту большого и среднего бизнеса, эта доля может колебаться между 30 и 60%. Хотя, безусловно, чем крупнее компания, тем выше этот показатель. Один из трендов последних лет - увеличение спроса компаний на включение в страховое покрытие дополнительного риска "смертельно опасные заболевания". К категории подобных заболеваний относят: онкологию, инфаркт, инсульт, паралич и другое. Страховыми случаями по программе, включающей эту опцию, будут являться: диагностирование опасного для жизни заболевания, а также травма, инвалидность, смерть".

Практически каждый второй корпоративный клиент включает в тендерное предложение пункт о расширенном покрытии по риску "смертельно опасные заболевания". Программы с данной опцией позволяют HR-департаменту, во-первых, повысить лояльность коллектива к бренду, во-вторых, существенно сократить расходы на финансовую поддержку сотрудника и его семьи при серьезном заболевании. Выбор этого риска в качестве одной из привлекательных сторон мотивационного пакета наиболее характерен для компаний, в которых работают преимущественно люди среднего и старшего возрастов.

По словам замглавы рейтингового агентства "Эксперт РА" Павла Самиева, среди основных тенденций, характерных для развития корпоративного страхования сотрудников, надо отметить рост доли накопительных программ в компенсационном пакете работодателя и расширение перечня рисков, включаемых в программы страхования от несчастных случаев. Так, в первый год кризиса, в 2009 году, многие работодатели сокращали корпоративные программы, оставляя некую "минимально обязательную" часть - как правило, ДМС с ограниченным покрытием и страхование от несчастных случаев. А в 2012 году стали активнее включать накопительные программы страхования жизни, зачастую в качестве альтернативы программам, предлагаемым НПФ, что в некоторой степени отражает реакцию работодателей на неопределенность будущего пенсионной системы.

В конце 2012 года агентство провело опрос нефинансовых крупных компаний России. Согласно опросу при страховании сотрудников до 80% компаний рассматривают или уже работают по программам ДМС, около 60% - по программам страхования от несчастных случаев и уже более 30% - по накопительным программам страхования жизни, тогда как еще 5 лет назад доля последних составляла только около 10%.

Возможность включения риска "смертельно опасные заболевания" стала одним из факторов развития сегмента страхования от несчастных случаев и накопительных программ. Для целого ряда отраслей такое расширение страхового покрытия является важной составляющей с точки зрения работодателей и, соответственно, стимулом для расширения корпоративного полиса.

По оценке "Эксперт РА", доля накопительного страхования жизни в структуре льгот и компенсаций для сотрудников будет расти, при этом доля ДМС будет снижаться, а доля страхования от несчастных случаев останется стабильной. Также есть основания считать, что все эти сегменты в абсолютном выражении будут только расти, так как охват даже в крупных компаниях далеко не полный, не говоря уже о среднем бизнесе.

"Забота о сотрудниках и поддержка семей не только российский, но и глобальный тренд, - говорит Татьяна Ананьева, генеральный директор онлайн-сервиса Recruitnet.ru. - Предпосылкой для него стало такое явление, как ориентация поколения Х (30-40-летние) и их более молодых коллег из поколения Y (20-летние) на достижение баланса работы и личной жизни. Удовлетворив базовые материальные потребности, люди стремятся к более гармоничной жизни - посвящать больше времени семье, хобби, отдыху. И работодатели, которые предоставляют возможности для этого, быстро становятся привлекательными для соискателей. Кроме того, современные технологии уже позволяют полноценно работать вне офиса, что становится все более популярным. Растущее значение удаленной работы уже нашло отражение в активности российских законодателей по регулированию этого процесса".

Здоровье и желание жить полноценной жизнью - это еще одна важная ценность для все большего числа людей, поэтому интерес работодателей к предложениям по страхованию жизни, питанию, занятиям фитнесом постоянно растет. Однако Россия еще только в начале пути. Движению поддержки компаниями семейных ценностей только предстоит набрать силу.

Соцзащита