Таким аналитики Сбербанка CIB видят типичного представителя среднего класса российского общества.
Иванов считает, что экономика нестабильна, но тем не менее надеется на улучшение собственного благосостояния в 2013 году, а перспективы страны оценивает еще более оптимистично.
Изучив и рассчитав его текущие потребительские предпочтения и ожидания, экономисты вывели так называемый "Индекс Иванова Sberbank CIB" - специальный инвестиционный инструмент, который могут использовать внутренние и внешние инвесторы.
Стоимость индекса будет рассчитываться ежедневно, говорится в аналитическом материале. Как показало исследование, индекс потребительских ожиданий среднестатистического "Иванова" в январе 2013 года достиг минус 4 процента. Таким образом меньшее количество опрошенных ожидает давления инфляции на свои доходы. Что касается ожиданий от российской экономики, то "Индекс Иванова" вырос до 6 процентов.
Из потребителей, кто все же хотел бы совершить крупную покупку, 42 процента планируют в ближайшие два года сменить автомобиль. Новый дом или квартиру хотели бы купить почти половина респондентов. В то же время ипотека остается недоступной: ее планируют взять всего 37 процентов опрошенных. Отечественная экономика в целом, "считает Иванов", продолжает ориентироваться на сырьевые отрасли. Хотя за последние 8 лет более чем 80 процентов прироста ВВП России обеспечили отрасли, связанные с потребительским сектором.
Если в 2000-х годах оборот российского потребительского рынка оценивался в 60 миллиардов долларов, то в 2013 году уже в 660 миллиардов. За это время средняя зарплата выросла с 50 до 850 долларов. Главный вывод экспертов - такими темпами к 2020 году Россия вырвется в европейские лидеры по масштабам потребления. А российский потребительский рынок может стать крупнейшим в Европе и четвертым по величине в мире. К 2025 году оборот в потребительском секторе России может достичь 3 триллионов долларов.
Наиболее привлекательными с точки зрения стратегических инвестиций станут сельское хозяйство, пищевая промышленность, розничные сети современных форматов, фармацевтика, сфера досуга, потребительский банкинг (конвергенция мобильных банковских технологий), здравоохранение, логистика, ИТ-бизнес, автопром, авиакомпании и потребительские услуги. Как только рынок осознает, на чем основаны перспективы роста российского потребительского сектора, чрезмерно высокая оценка рисков инвесторами сократится, отмечают авторы исследования .
Никита Масленников, советник Института современного развития
- Действительно, драйвером экономического роста в России в последние годы был потребительский спрос. По нашим оценкам, это тоже от 70 до 90 процентов вклада в ВВП страны.
Все остальные факторы - инвестиционный рост, государственное потребление - съехали ниже прогнозных значений. Цены в госсекторе благодаря действующей системе госзакупок оказываются в среднем в 2 раза выше, чем на аналоги в частном секторе.
За счет чего шел рост потребления? За счет двух факторов. Первое - подрастали реальные доходы и зарплаты в реальном секторе. Второе - на 39 процентов в 2012 году выросло кредитование физлиц. Это больше на 3 процента, чем в 2011 году. Получается, свыше трети потребления финансируется за счет кредитов. И не зря Центральный банк волнуется - есть все признаки, что рынок "взаймы" перегрет. В этом плане ЦБ рационально оценивает рост уровня потребления. Поддерживаемый кредитованием физлиц, этот рынок в 2013 году будет ниже, чем в предыдущие два года.
При этом динамика роста зарплат тоже свидетельствует о перегреве на рынке труда. Вывод? Один из драйверов экономического роста - рост потребления - ненормально высок только потому, что остальные факторы роста не выполняют свои функции. Следовательно, мотивации к росту потребления в 2013 году не будет. Объемы кредитования спадут до 30 процентов, не выше. Причем корпоративные кредиты будут расти быстрее, чем кредиты физлиц. И рост зарплат замедлится, подтягиваясь весь 2013 год к росту производительности труда.
Между тем
Также Sberbank Investment Research начал проводить регулярный опрос с целью собрать максимально подробные сведения о потребительских расходах, сбережениях и настроениях среднего класса по всей России. Результаты опроса будут публиковаться раз в два месяца в обзоре "Иванов: индекс потребительского доверия".