06.02.2013 21:07
Экономика

На Среднем Урале "черные перевозчики" блокируют работу легальных автобусов

Из-за несовершенства нормативной базы на Среднем Урале процветают "черные" перевозчики
Текст:  Алина Мельникова (Свердловская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6001)
Об инциденте на автостанции поселка Двуреченска в уральский филиал "РГ" сообщили жители Сысертского городского округа. Два автобуса, поставленные поперек дороги, не позволяли другому общественному транспорту ни въехать, ни выехать с территории. Недоумевающие шоферы в ответ на просьбу освободить дорогу встретили неприкрытую агрессию. Не помогло и вмешательство руководства автостанции.
Читать на сайте RG.RU

- Нас заблокировал "черный перевозчик", - рассказывает директор муниципального автопредприятия Федор Потапов. - Паспортов на обслуживание  маршрутов, по которым он в данный момент осуществляет перевозку, у этой компании нет.

Как говорят на автостанции, ситуация повторяется почти каждое утро, хотя уже без былого драматизма: около семи часов, когда местные жители выезжают на работу в другие города, автобусы так же блокируют станцию, но уже ненадолго. Собирают народ, минуя официальную билетную кассу, - и уезжают.

Фактически здесь продаются билеты на два маршрута, паспорта на их обслуживание зарегистрированы на АТП. Заключены договоры на продажу билетов и на другие маршруты, в том числе на Екатеринбург, который обслуживал частный перевозчик. Конфликт интересов возник как раз вокруг этого маршрута: он значительно короче и удобнее других, к тому же проходит еще через два населенных пункта, где набирается множество пассажиров. Его и облюбовали нелегальные конкуренты. Среди перевозчиков это называют просто: "захват маршрута". Говорят, что в Сысертском городском округе такое происходит не в первый раз.

- На автовокзал в Екатеринбурге они не заезжают - для этого нужен паспорт маршрута. Автобусы просто высаживают пассажиров по пути, в не предназначенных для этого местах. У нас с автостанцией и автовокзалом заключены договоры, паспорт маршрута тоже есть, но как работать, если пассажиры уже уехали на том автобусе, что пришел чуть раньше нашего графика, а водители уже боятся выводить машины на конфликтный маршрут? - говорит частный перевозчик Алексей Таскаев.

Руководство АТП "Сысертское" обратилось с заявлениями в правоохранительные органы, указывая, что самовольный перевозчик безо всяких документов возит пассажиров и по нескольким межмуниципальным маршрутам. "Билеты по данным маршрутам не продаются, кассы нет, не ведется бухгалтерская отчетность, налоги в бюджет не платятся, всю прибыль от осуществления незаконной предпринимательской деятельности данные лица распределяют между собой", - говорится в документе. Ясно, что при этом никто не отвечает за нарушение графика и безопасность пассажиров.

По заявлениям транспортников в конце января проведена комплексная проверка с участием прокуратуры, автодорнадзора и ГИБДД. Однако, по свидетельствам перевозчиков, нелегал продолжает работать.

- Ежедневно на работу в крупные города из поселка выезжает около 500 человек, и в ближайшее время ситуация не изменится. Нам необходим транспорт - легальные перевозчики с проверенной техникой, которые несут ответственность за качество работы и безопасность пассажиров. Поэтому необходимо разработать регламент мероприятий для создания условий качественного транспортного обслуживания населения, - говорит глава администрации поселка Двуреченска Сергей Левенских. - Но в рамках действующего законодательства, а если конкретнее, областного закона 127-ОЗ, принятого в конце 2010 года, муниципальные власти никак не могут повлиять на сложившуюся ситуацию. Сейчас все ждут проведения конкурсов на обслуживание межмуниципальных маршрутов, которые, согласно закону, должен проводить уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере организации регулярных пассажирских перевозок. Но перевозчикам до сих пор неизвестны даже критерии отбора. Поэтому рынок находится в нестабильном состоянии и очень благоприятен для нецивилизованного бизнеса.

- "Войны перевозчиков" идут уже года полтора, - констатирует Лилия Саранчук, директор Союза автотранспортных предприятий Свердловской области. - Проблема в том, что эти маршруты одновременно можно рассматривать и как межмуниципальные, и как пригородные. Определять маршрут и перевозчика, который будет его обслуживать, теперь обязан областной минтранс. Но все имеющиеся паспорта маршрутов оформлены муниципалитетами. А для проведения соответствующих законодательству конкурсов на обслуживание маршрутов требуются длительные предконкурсные процедуры. Обследование пассажиропотоков в Сысертском городском округе прошло только в декабре, а значит, конкурсы начнутся в лучшем случае через полгода. Чтобы разрешить спорную ситуацию как можно скорее, необходимо либо ускорить процедуру в минтрансе, либо передать эти полномочия обратно в муниципалитеты.

Комментарий

Юрий Кожевников, начальник отдела транспорта министерства транспорта и связи Свердловской области:

- Сроки проведения конкурсов определены действующим законодательством и их изменение невозможно. Сегодня в министерстве транспорта и связи Свердловской области ведется работа по подготовке к проведению конкурсов. Маршруты исследуются, проверяются остановочные пункты, анализируется пропускная способность автодорог. Паспорта маршрутов получат те компании-перевозчики, которые станут победителями по итогам проведенных конкурсов.

Общественный транспорт Свердловская область Урал и Западная Сибирь