06.02.2013 00:43
Экономика

За поддельные таблетки будут сажать на три года

Каждая десятая таблетка в России - подделка
Текст:  Елена Мишина
Российская газета - Федеральный выпуск: №24 (6000)
Объем рынка фальшивых лекарств в России сопоставим с тратами государства на закупку медикаментов за счет федерального бюджета. Выше всего риск нарваться на подделку при покупке антибиотиков и гормональных средств. Причем необязательно дорогих - 80% подделок приходится на импортные лекарства средней ценовой группы.
Читать на сайте RG.RU

Об этом говорится в аналитическом докладе "Фармпиратство в России", подготовленном Институтом государства и права РАН совместно с рядом общественных организаций. Рынок поддельных лекарств оценивается в 2,5 млрд долларов США, это 10% от всего объема продаваемых медикаментов в России, заявил редактор исследования, замначальника правового управления Федеральной антимонопольной службы Сергей Максимов. Документ охватывает период с 2004 по 2012 год, за это время ситуация с лекарствами не улучшилась, констатирует он: "Напротив, мы оставили важные позиции в области государственного контроля".

Эксперты назвали список медикаментов, которые подделывают чаще всего: 35-47 процентов составляют антибиотики, 18-20 процентов - гормональные препараты, 7 процентов - противогрибковые средства. Значительная часть подделок приходится на биологически активные добавки и лечебную косметику, отмечается в докладе.

Если махинации с лекарствами повлекли смерть или тяжкий вред здоровью, то виновным грозит от 3 до 10 лет

Как же бороться с засильем "левых" таблеток и микстур? К сожалению, от самого пациента тут мало что зависит - для защиты от поддельных лекарств нужны прежде всего усилия государства и профессионального сообщества, говорит член Президиума РАМН Сергей Колесников. Честные производители тоже ограничены в превентивных средствах. Например, защитные знаки на упаковке - не спасение от подделки. Какими наклейками ни облепи коробочку с таблетками, в среднем через три месяца новая степень защиты осваивается фальсификаторами. Автоматизированные электронные системы контроля наподобие ЕГАИС в целом эффективны, но могут увеличить стоимость лекарств на 15-25 процентов и тем самым способствовать росту нелегального рынка.

Выходом называется создание единой системы мониторинга нарушений с медикаментами. Для этого нужен орган государственной власти, ответственный за всю цепочку: и регистрацию лекарств, и контроль за их производством и обращением.

Кроме того, предлагается включить в российское законодательство нормы международных договоров, в частности Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями "Медикрим". В конвенции говорится о введении в уголовное законодательство специального наказания за фармпиратство, говорит Максимов. Сейчас нечестных дельцов от фармацевтики привлекают довольно редко и судят в основном за мошенничество, умышленное причинение вреда здоровью, контрабанду или нарушения с товарными знаками, отмечает глава Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ, председатель Общественного совета по здравоохранению и социальной защите Асламбек Аслаханов.

В 2007 году уже была попытка принять похожую поправку в Уголовный кодекс. Теперь же предлагается пополнить уголовное законодательство статьей "Оборот недоброкачественных и фальсифицированных средств и биологически активных добавок к пище", предусматривающей до трех лет лишения свободы или штраф до 700 тыс. рублей. Если махинации с лекарствами повлекли смерть или тяжкий вред здоровью, то виновных предлагается сажать на срок от трех до 10 лет.

Фарминдустрия