Возможно, есть смысл даже подумать о введении специальных дотаций на топливо для отечественных автомобилистов.
Неизбежность повышения цен на бензин признают даже чиновники. Их, прогнозы, правда, более оптимистичны. Рост цен на топливо в этом году в среднем составит 13-14 процентов, сообщил недавно глава Минэнерго Александр Новак. И призвал аграриев в регионах уже сейчас запасаться горючим.
"Равномерность формирования запасов поможет не допустить "горба" в период весенних либо осенних работ и резкого колебания цен", - сказал он. Рост цен министр объяснил повышением акцизов на бензин. Правда, нынешняя ситуация опасений у главы Минэнерго не вызывает. "Цены на бензин 92-го класса и дизтопливо даже ниже тех цен, которые были в октябре и ноябре прошлого года", - сказал Новак.
Но пока, в январе, прошло первое повышение акцизов, а на июль запланировано второе, уточняют эксперты. И считают, что на самом деле цены поднимутся выше, чем говорит министр. 7 процентов даст прирост акцизов, еще 6 процентов - прогнозируемая инфляция, объясняет исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко. Этот рост добавит итоговой цене бензина в рознице еще около трех рублей.
На такую же сумму, кстати, подорожал бензин и в прошлом году. Повышение акцизов, напомним, было тоже семипроцентным. И если сейчас за Аи-95 автомобилисты в Москве платят 31,75 рубля, то к следующим новогодним праздникам выложат уже 35. Но это по минимуму.
Есть и еще один фактор подорожания, продолжает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Три-четыре процента в стоимости горючего "набегут" за счет уже состоявшегося запрета Евро-2 и перехода на Евро-3, а также постепенного внедрения Евро-4 и Евро-5.
"Для крупных компаний это может стать поводом поднять цены, чтобы использовать это в качестве козыря в переговорах с правительством о льготах при проведении модернизации НПЗ", - считает эксперт. В итоге цена на бензин может вырасти уже на 17 процентов.
Дефицита автотоплива из-за запрета низкокачественного бензина не будет, уверен Сергиенко. Но введение экологических требований без наращивания объемов производства топлива может частично оголить рынок, говорит он.
По сообщению министерства энергетики, производство автотоплива в этом году сократится почти на два миллиона тонн, рассказывает эксперт. И это с учетом реализации планов по модернизации НПЗ. Но спрос на бензин растет вслед за продажами автомобилей. И, не исключено, что уже весной-летом этого года его придется чем-то компенсировать, предупреждает Сергиенко.
Минэнерго планирует, что возможный вакуум может заполнить топливо из Белоруссии. Но если по каким-либо причинам этого не произойдет, то недостаток бензина в условиях рынка будет восполняться его импортом из других стран. А это возможно только при выравнивании внутренних и внешних цен.
Для сравнения - в нефтедобывающей Норвегии литр Аи-95 стоит 80 рублей, в Италии - 72 рубля, в Австрии - 57 рублей, в Бельгии - 68 рублей, в Люксембурге - 55 рублей, в Нидерландах - 74 рубля.
Между тем даже нынешнее повышение цен на бензин для многих граждан слишком обременительно. Некоторые наши читатели даже предлагают установить для отдельных категорий граждан социальный минимум бензина на месяц с минимальными ценами, а все что сверх того - продавать дороже.
Дотации на бензин, по мнению Танкаева, возможны. Крупные нефтедобывающие страны - Иран, Венесуэла, Эмираты, Саудовская Аравия - стараются держать стоимость бензина для своих граждан низкой, рассказывает он. В каждой стране это делают по-своему. В Иране дотируют семьи. В Саудовской Аравии введено административное регулирование розничных цен. Можно еще применять талоны, адресные компенсации.
Впрочем, пока наши граждане не очень чувствительно реагируют на изменение бензиновых цен, добавляет эксперт. Но есть и еще один важный момент. Цена на топливо стоит в начале всей инфляционной цепочки, и повышение цен на бензин, безусловно, потянет за собой подорожание всех товаров, напоминает Танкаев.
В цене готовой буханки хлеба, к примеру, стоимость бензина занимает чуть ли не половину себестоимости.
Но бензин будет дорожать не только в этом году, предвидит Сергиенко. Переход на топливо более высоких экологических классов уменьшит планируемые поступления акцизов в бюджет, потому что сборы на такое ниже, чем на низкокачественное.
Это скажется на наполнении дорожных фондов, может привести к сокращению финансирования дорожных работ.
"Компенсировать выпадающие доходы Минфин сможет только одним способом - вновь повысить акцизы в следующем году", - делает вывод Сергиенко.