07.02.2013 00:27
Экономика

Власти Москвы заявили о безопасности противогололедных реагентов

Вслед за снегопадами бьют рекорды реагенты
Текст:  Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №25 (6001)
Вчера на новостных информационных лентах появилась новость: эксперты общества "За безопасность российских дорог" выявили в столице радиоактивные вещества в противогололедных реагентах.
Читать на сайте RG.RU

Но экологи уверяют: радиоактивность, если в Москве и была, то давно в прошлом, еще с 2006 года с ней покончено. Тогда в процессе экспертизы в лаборатории почвоведения при МГУ им. Ломоносова был выявлен элемент К-40 с периодом распада до 1,3 миллиарда лет, который входил в состав применяемого тогда препарата СПБ двух сортов. После этого столица от него отказалась.

- К нам уже года четыре никто за пробой на радиоактивность не обращался, - рассказал руководитель кафедры почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрий Хомяков. - В городе сейчас применяют новые реагенты, многокомпонентные, содержащие в качестве солей хлорид кальция и хлорид натрия. Но это вовсе не значит, что проблем нет. Только они не в качестве, а в количестве этих препаратов. Дело в том, что разработаны реагенты были и в жидком, и в твердом видах. Но сначала их использовали только для автомобильных дорог (240 тысяч тонн жидких реагентов и 80 тысяч тонн - твердых), а на тротуары сыпали гранитную крошку. Однако в последние годы ситуация поменялась. Теперь антигололедными химикатами стали обрабатывать и тротуары. В общей сложности на обработку города уходит под 500 тысяч тонн химикатов, из которых больше половины - твердые. Таким образом, воздействие соляного натиска на окружающую среду и инженерные коммуникации увеличилось почти вдвое.

- Разница между твердыми и жидкими реагентами в свойствах: жидкость помогает выпавшему снегу не обледенеть, такая каша снижает концентрацию химических веществ, - делится подробностями Хомяков. - Твердые реагенты имеют большую концентрацию, их дело - растопить наледь. Но если всмотреться в поверхность улиц, обработанных после снегопада твердыми реагентами, то можно заметить очень скользкий верхний слой. Дело в том, что верхнюю часть ледяного наката реагент растопил, а до асфальта добраться не смог. Поэтому на то же самое место дорожники сыплют еще реагентов - слой за слоем. В результате, по статистике, на каждого москвича в среднем приходится по 30 кг реагентов за зиму. Огромное количество!" Неужели у нас не хватает дворников, чтобы просто почистить дороги и тротуары сразу после снегопада, а не надеяться на химию, что все растопит?

По мнению руководителя столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского, отказаться от реагентов зимой в мегаполисе невозможно. "Надо думать о безопасности и здоровье граждан, - считает он. - Ведь наледь на дорогах ведет к повышению случаев травматизма. Реагентов же тратится большое количество потому, что слишком много у нас перепадов через ноль. Да и количество снегопадов в этом году бьет все рекорды".

Глава же департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Андрей Цыбин и вовсе не видит причин для тревоги. "Обработка улиц в городе ведется в соответствии с технологией. За два часа до снегопада дороги посыпают специальными смесями, количество которых рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы, - поясняет он. - На всех машинах установлены дозаторы, которые выдают необходимое количество реагента с предельной точностью. На тротуарах применяется мраморная крошка с препаратами, имитирующими муравьиную кислоту. Она безопасна для природы и человека. Тем более что в нынешнем сезоне используется тот же реагент, что и в прошлом году, ничего нового, не прошедшего госэкспертизу, не применяется. Город пошел на значительные финансовые расходы для закупки многокомпонентных реагентов. Ими и пользуемся".

ЖКХ