Сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) Sukhoi Superjet-100 получил в феврале 2012 года. Это значит, что новый российский самолет может беспрепятственно эксплуатировать любая европейская авиакомпания. Было бы желание. В России надеются, что за этим дело не станет.
Михаил Погосян, отвечая на вопрос "РГ", заметил, что в Европе есть хорошие перспективы для заключения контрактов и реальных поставок SSJ100. При этом он уточнил, что, прежде всего, речь идет о бюджетных перевозчиках и компаниях, работающих на региональных маршрутах.
Иметь в списке партнеров мировых гигантов, конечно, полезно для имиджа. Но они планируют свой парк на десятки лет вперед. Вклиниться с новым продуктом "вне графика" туда практически невозможно.
К тому же региональные перевозки, как правило, составляют небольшую часть "портфеля" таких авиакомпаний. Чтобы "закрыть" этот сегмент большого количества бортов не требуется.
Так что, продвигая новый лайнер на внешний рынок, Россия изначально сделала ставку на авиакомпании среднего уровня. Их политика более гибкая, они меньше завязаны на долгосрочных контрактах. Именно такие перевозчики сейчас и являются основными заказчиками нашего самолета.
В ОАК уверены, что выбранная стратегия и дальше будет себя оправдывать. Сейчас портфель твердых заказов на SSJ100 насчитывает 179 самолетов.
Нарастить его планируется не только за счет европейских авиакомпаний, но и возможных покупателей из Австралии и Африки. Там к SSJ100 сейчас тоже присматриваются.
Между тем одним из самых интересных для российских авиастроителей рынков остается Азия. Объемы пассажирских воздушных перевозок в этой части света растут быстрее, чем где бы то ни было, и уже сейчас опережают мировые показатели на один-два процента.
К примеру, потенциал китайского рынка региональных самолетов на ближайшие 10 лет оценивается в 250 бортов. "У нас есть неплохие шансы на нем закрепиться", - констатировал Михаил Погосян.
В Индию, по расчетам ОАК, Россия могла бы поставить 50-70 лайнеров. Предварительные договоренности о более детальном обсуждении возможных контрактов уже есть с Air India и другими местными авиакомпаниями.
В этом году, как сообщил Михаил Погосян, Россия запустит процесс валидации (подтверждения - ред.) сертификата SSJ100 в этой стране. "Надеемся, это поможет продвижению самолета на индийский рынок", - резюмировал глава ОАК.
Напомним, помимо России и Европы новый лайнер ранее сертифицировали Мексика, Лаос и, главное, Индонезия, где во время демонстрационного полета в мае 2012 года SSJ100 врезался в гору Салак. Этот инцидент мог поставить крест на дальнейшей "карьере" самолета в этой стране.
Однако по результатам расследования причин крушения авиационные власти Индонезии подтвердили, что лайнер был полностью исправен, поэтому разрешили его экспорт и эксплуатацию без всяких ограничений.
С Индонезией, Лаосом и Мексикой у России уже заключены контракты на поставку SSJ100. В Индонезию и Лаос первые два борта прибудут в ближайшие 10 дней, сообщил Михаил Погосян. А эксплуатация начнется в марте, после того, как будет завершена процедура регистрации самолетов. Поставки в Мексику стартуют в середине 2013 года.
"Мексиканская авиакомпания Interjet - для нас очень важный заказчик, - констатировал Погосян. - Во-первых, потому что это крупнейший перевозчик на внутренних авиалиниях Мексики.
Во-вторых, авиакомпания также летает в США, что создаст хорошие перспективы для продвижения нашего самолета на американский рынок".
Кстати
Проект SSJ100 продолжает развиваться. В 2013 году ожидается сертификация и последующая поставка самолета SSJ100 увеличенной дальности - SSJ100 LR. К концу 2014 года планируется сертификация бизнес-версии лайнера - Sukhoi Business Jet (SBJ), после чего будут выполнены первые поставки. Кроме того, ведутся работы по созданию версии самолета большей вместимости.