Вячеслав Фетисов, первый заместитель главы Комитета Совета Федерации по социальной политике
- Сегодня проблема употребления алкоголя молодежью касается каждого. Социологические опросы показывают, что категория тех граждан, которые в возрасте от 16 до 21 года регулярно употребляют алкогольные напитки, каждый год увеличивается в среднем на 10 процентов. При этом я считаю, что большинство молодежи все-таки начинает употреблять спиртное не дома, а в подростковых компаниях.
Но именно в этом возрасте идет формирование и закрепление жизненной позиции. В этой ситуации акцент на употребление алкоголя смещает ее в ту сторону, которая в итоге может привести к употреблению наркотиков, совершению преступлений.
Законопроектом, который сейчас проходит рассмотрение в Госдуме, мы одновременно концентрируем на продавцах ответственность за продажу алкоголя молодежи. Их будет продолжать контролировать, во-первых, общественность. Через народные дружины, общественные организации. Надо сказать, что уже сегодня за процессом продажи и потребления алкоголя несовершеннолетними и молодежью следит огромное количество людей, сотрудничая в этом вопросе с органами правопорядка. И, во-вторых, необходим жесткий фискальный контроль уполномоченных на то органов - через систему контрольных закупок, а также через закрепление того факта, что необходимо пожизненно лишать лицензии на продажу алкоголя те юридические лица, которые хоть раз будут замечены в подобном правонарушении.
Однако стоит задуматься о другой стороне вопроса. Есть научные данные, которые говорят о том, что при смене приоритетов в сознании человека интерес от алкоголя смещается в сторону здорового образа жизни. Именно поэтому необходимо обеспечить молодежи альтернативу, концентрирующуюся не только на пропаганде здорового образа жизни, но и на наличии реальных мест, где можно заниматься спортом, с пользой для здоровья проводить время. Нужно строить дворцы спорта, обеспечить каждый населенный пункт местами, где молодежь могла бы собираться не для того, чтобы употреблять спиртное, а для того, чтобы заниматься полезными для здоровья делами. Вместе с тем я не считаю, что сегодняшний вариант законопроекта является статичным, и в него нет необходимости вносить изменения или дополнения. Мое личное мнение, что он может и должен обогатиться мерами, которые позволяют контролировать соблюдение закона. Важен, например, опыт США, где я долгое время жил. Там в ряде штатов запрещено проходить в бары, где продают алкоголь, без предъявления водительского удостоверения или другого документа, подтверждающего личность и фиксирующего возраст человека.
Здоровье нации это не только ее душевное здоровье. В этом вопросе при разработке законопроекта мы нашли общий язык с представителями всех основных религиозных конфессий, представленных в России. Важен вопрос и материального, экономического благополучия. Не может экономику страны двигать нация, не решившая вопрос с подростковым алкоголизмом! Поэтому я считаю, что у законопроекта, который ограничивает возраст продажи алкоголя, разрешая такие покупки только по достижении 21 года, есть большие шансы быть принятым. Вполне возможно, он начнет работать уже в 2013 году.
Павел Шапкин, руководитель Центра разработки антиалкогольной политики
- Проблема употребления алкоголя молодежью действительно серьезная и о том, как ее решить, безусловно, надо думать. Однако те меры, которыми пытаются это сделать в России, на мой взгляд, не способны привести к сколько-нибудь заметному результату в обозримой перспективе.
Я считаю, причина неудач в том, что у нас вся борьба с алкоголем сводится к крайним состояниям. Если запрещают пить за рулем, то устанавливают допустимый уровень алкоголя в крови в ноль промилле. Если говорят про запрет продажи алкоголя, то предлагают лишь увеличить возраст, с которого его можно будет покупать.
В то же время необходим комплексный подход. Стоит подумать о том, что при установлении минимального возраста, с которого можно купить алкоголь в магазине, в 21 год, надо понимать, что юноше или девушке надо себя куда-то, что называется, деть. Если в крупных городах с этим нет никаких проблем, то в небольших поселках в глубинке молодежи в основном некуда податься кроме пятачка перед местным магазином. Нужно развивать направление досуга для молодежи, это могут быть не только спортивные секции, но и другие клубы по интересам. Годится любой полезный для здоровья и развития вариант. Учитывая, что у нас в основном в молодости алкоголь употребляют мужчины, я бы подумал о введении для них альтернативной службы в полиции. В этой ситуации, думаю, есть шанс привить правильные ценности.
Сейчас отследить потребление алкоголя среди молодежи практически невозможно. Есть ответственность за его распитие, но контроль за этим не работает. Необходима комплексная антиалкогольная пропаганда. Сегодня из 250 миллиардов рублей акцизов, поступающих от продажи спиртных напитков населению, на антиалкогольную кампанию расходуется около 300 миллионов. Это капля в море. В той же Белоруссии на эти цели выделяют в несколько раз большие суммы. А там ситуация не так катастрофична.
Но зарубежный опыт борьбы с употреблением алкоголя молодежью полностью на российскую почву переносить нельзя. На Востоке традиции вообще не позволяют употреблять алкоголь, на Западе, в отличие от России, распространена культура потребления других напитков. В тех же США, где запрещено продавать алкоголь лицам моложе 21 года, молодежь первый раз пробует спиртные напитки почти в том же возрасте, что и в России - в промежуток от двенадцати до четырнадцати лет. Именно поэтому я думаю, что возрастной ценз ничего не решает. Нужно изменить менталитет, чтобы родители понимали, наливая несовершеннолетнему рюмку шампанского на Новый год, к чему это может привести. Я думаю, что вся проблема с этого и начинается, а не с дворовых компаний. На осознание этого факта нужно время и в данной ситуации безальтернативные ограничения проблему не решат.
Я полагаю, что законопроект вряд ли будет принят в том виде, в каком он существует сейчас. Опыт показывает, что все другие документы подобного рода были отклонены.