Предвзятость и коррупционность, в которых часто обвиняют российские суды, - лишь одна сторона медали. По мнению Юдаевой, у отечественной судебной системы есть и другие существенные недостатки. Ключевой среди них - низкая квалификация судов, которые не готовы рассматривать сложные сделки и защищать их нестандартные условия. Сказывается и то, что суды, как правило, сильно загружены, в связи с чем качество и скорость их работы с бизнесом зачастую оставляют желать лучшего. Непопулярны среди российских бизнесменов и международные арбитражные и третейские суды, находящиеся в России. По словам Юдаевой, предприниматели часто отмечают архаичность и низкое качество процедур, а также предъявляют претензии к репутации и компетентности арбитров. Именно поэтому среди дел, рассматриваемых в Лондонском международном арбитражном суде, порядка 16 процентов имеют отношение к России и СНГ. На саму Великобританию, к примеру, приходится 13 процентов дел, на все остальные страны Западной Европы - 10 процентов.
Выход Экспертное управление Кремля видит в том, чтобы создать в рамках Таможенного союза Центр международного арбитража, с тем чтобы повысить привлекательность российской юрисдикции для ведения бизнеса и запустить таким образом механизм деофшоризации. "В этот центр мы намерены привлекать лучших иностранных арбитров для совершенствования российской судебной практики. Сейчас разрабатываются процедуры, как он будет работать", - сообщила Юдаева. Предполагается, что центр будет рассматривать крупные, сложные сделки, а также решения по финансовым вопросам и договорам со сложными условиями. Экспертное управление Кремля рассчитывает, что главным конкурентным преимуществом нового органа станет упрощенный порядок признания решений Международного коммерческого суда на территории государств- участников ТС. А создание международного арбитража повысит уровень и национальных арбитров, сформирует компетентную среду в стране, что укрепит уверенность бизнеса в безопасности ведения дел на ее территории. Тем не менее Юдаева отметила, что создание Центра международного арбитража пока лишь рабочая программа, и "не все вопросы еще детально проработаны".
Помимо этого Экспертное управление намерено уделить повышенное внимание развитию рынка капитала. "Запрещать ничего не надо, - отметила Юдаева, - надо разрешать и показывать пример. Например, размещать акции компаний в рамках приватизации на российском рынке, обеспечивая тем самым ему ликвидность, стимулировать долгосрочное страхование и добровольные пенсионные сбережения, улучшать инфраструктуру финансовых рынков". В других странах, по ее словам, приватизацию часто проводили через размещение акций на внутренних рынках, с тем чтобы развивать свой рынок.
Все эти меры направлены на то, чтобы обеспечить весьма амбициозные целевые показатели деофшоризации, которые озвучила Юдаева. Так, в 2015 году 50% пенсионных накоплений и 15% средств резервных фондов должно быть инвестировано в акции на российском фондовом рынке. А доля локального рынка в общем объеме торгов ценными бумагами российских компаний должна вырасти с менее 50% в 2011 году до более 90% в 2015 году.