12.02.2013 00:12
Культура

Российское кино журналистам конкурса Берлинале пришлось не по вкусу

Третий день Берлинского фестиваля открыл первых фаворитов
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №29 (6005)
Старт российского фильма "Долгая счастливая жизнь" в конкурсе Берлинале оказался неудачным: пресс-показ вызвал неуверенные хлопки, на пресс-конференции было мало журналистов, а средний балл фильма в рейтинге журнала Screen равен 1,8, и это пока второе место снизу.
Читать на сайте RG.RU

Пресса отмечает крепкий кастинг и сильную работу оператора Павла Костомарова, но считает, что жестокость финала плохо подготовлена всеми предшествующими событиями фильма, а ритм действия неоправданно замедлен. Думаю, на судьбе фильма сказывается и то, что российское кино в сознании Запада отлетело куда-то совсем на периферию мира - оно не привлекает внимания и не возбуждает каких-либо ожиданий. Впрочем, к решению жюри все сказанное не имеет отношения - чаще всего финальные вердикты не совпадают с оценками критиков.

По общему признанию, первые дни фестиваля не принесли удач. И только воскресенье стало первым днем Берлинале, когда в пресс-зале прозвучали настоящие, продолжительные и дружные аплодисменты.

Первый раз это случилось после чилийского фильма "Глория" Себастьяна Лелио. Он представляет нам незабываемый дуэт харизматичных актеров - Паулины Гарсиа и Серхио Эрнандеса. Героиня картины 58-летняя Глория уже вырастила детей, давно в разводе и остро чувствует подступающее одиночество. Вечерами она ходит в дискотеку для тех, кому хорошо за тридцать, - надеется завязать интересное знакомство. Она все еще хороша собой, хотя и в возрасте последних надежд, и вскоре на горизонте появится бывший моряк, застенчивый Родольфо. И начнется бурный роман двух одиноких душ, истосковавшихся по телесным радостям. Но прошлая жизнь не отпускает Родольфо, ему беспрерывно звонят его дети, и это выводит Глорию из себя, ежесекундно напоминая ей, что настоящее и прошлое - позади. Она с отчаянием наблюдает выступление уличного кукольника с танцующим скелетом - в оскале черепа, в шарнирном этом танце ей видится страшная пародия на ее позднюю мечту любить и быть любимой.

Фильм хорош тем, что не поддается соблазнам "радикального кино" - он сделан по всем законам киноклассики и берет той психологической полнотой и точностью, какая все реже случается на современном экране. И актеры фильма работают по той самой базовой "системе", которая позволяет им знать о героях много больше, чем выражено в прямом действии, - богатейшая палитра чувств и состояний героев составляет суть и смысл по-своему выдающегося фильма. Он содержит несколько рискованно откровенных сцен секса, обычно поручаемых куда более молодым актерам, но и они не шокируют, потому что несут важный для фильма смысл. Еще никто не знает, что готовят нам грядущие дни Берлинале, но Паулина Гарсиа, я уверен, станет одной из главных претенденток на приз за лучшую женскую роль.

Второй успех дня выпал на долю "Монахини" Гийома Никлу по роману Дидро. Действие, напомню, протекает во Франции XVIII века. Сюзанну (бельгийская актриса Полин Этьенн) богатая семья отдает в монастырь: мама так хочет замолить свой давний грех - Сюзанна рождена от совершенно постороннего красавца. Девушка сопротивляется: она не хочет жертвовать своей жизнью во имя химеры.

Режиссер Гийом Никлу даже визуально погружает нас в другое измерение - времени и нравов. Никакого условного освещения: XVIII век - это жизнь при свечах, в полумраке. Стилистически и актерски фильм безупречен. Дневник юной монахини, которую насильно отдали в монастырь, фактически приравнен к новому "Архипелагу ГУЛАГ": гестаповские нравы монастыря, унижения и пытки для ослушницы, в которую "вселился дьявол", образ сладострастной, почти уже свихнувшейся от похоти матери-настоятельницы в исполнении Изабель Юппер делают картину одним из сильнейших антирелигиозных высказываний современного кино и ставят ее рядом с каннским лауреатом "За холмами" Кристиана Мунджиу.

47-летний Гийом Никлу окончил семинарию, но в 13 лет, познав такие житейские соблазны, как музыка и секс, открыв панк и прочитав Дидро, он понял, что жизнь, посвященная богу, пройдет впустую. Так "Монахиня" стала в его жизни поворотным пунктом: она подарила ему смысл и важность свободы. О первейшей потребности человека в свободе он и сделал фильм. Снимали картину в реальных монастырях Франции и Германии, хотя многие из них отказались впустить к себе кинематографистов. Музыку к фильму написал Макс Рихтер - автор саундтрека к "Вальсу с Баширом".

Оба конкурсных фильма наверняка войдут в обойму главных претендентов на призы Берлинского фестиваля.

Мировое кино