Роман Терехин, председатель Президиума Общероссийской общественной организации "Ассоциация молодых предпринимателей России"
Основная новелла - введение обязанности по ведению бухгалтерского учета в полном объеме для организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения. Сразу отмечу, что индивидуальным предпринимателям беспокоиться не стоит, для них новая редакция закона ничего не изменит. А вот юридические лица вынуждены принимать меры. Если учесть, что при открытии собственного дела львиная доля предпринимателей предпочитала форму ООО, пострадавших от законодательного казуса будет много. Тяжелее всего придется начинающим предпринимателям, в лучшем случае балансирующим на грани рентабельности. При этом потенциальная доходность того или иного бизнеса не зависит от того, в какой организационно-правовой форме он ведется. Но в новых условиях у организаций-"упрощенцев" возникают существенные дополнительные расходы, которых нет у индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с новым федеральным законом о бухгалтерском учете ИП, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, имеют право не вести бухгалтерский учет в полном объеме, ограничившись лишь ведением налогового учета. Минимальная корректировка закона позволит исправить ситуацию. Достаточно добавить в текст уточнение - "и организации". В том же виде, как это прописано сейчас, - это ощутимый удар по маленьким компаниям, а также по компаниям, которых еще нет и, возможно, уже никогда не будет.
Не секрет, что бухгалтерия - лидер среди "тормозящих" факторов для молодого предпринимателя. На старте собственного дела всегда возникает множество вопросов, присутствуют как обоснованные, так и совершенно иррациональные страхи. С введением нового закона о бухгалтерском учете иррациональный страх молодого предпринимателя перед ведением бухгалтерии, в том числе страх наказания за допущенные по неосторожности ошибки, превращается во вполне обоснованные опасения. Раньше, начиная свой бизнес, бизнесмен мог выбрать самый простой для себя способ ведения расчетов с бюджетом - упрощенная система налогообложения в виде 6-процентного налога на все получаемые доходы. При этом вести учет расходов было совсем не надо, а потому и не было особой необходимости в наличии специалиста - бухгалтера, по крайней мере, на первых этапах. Теперь же справиться своими силами, как делали новички раньше, вряд ли удастся - вести бухучет расходов должны будут все, пусть это и не имеет никакого значения для расчета налоговых обязательств. Даже если пройти обучение и досконально во всем разобраться, ведение бухгалтерии и прочая операционная работа займут так много времени, что на бизнес его точно не останется. Как результат - дополнительные расходы на услуги бухгалтера или бухгалтерской компании, а также дополнительное пространство для совершения ошибок.
Казалось бы, есть выход: можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Но и это не всегда позволяет решить проблему. Во-первых, не каждый захочет рисковать всем имуществом. Ведь при выборе такой формы работы, как ООО, отвечать придется только в пределах своей доли в этом обществе. Во-вторых, не каждый бизнес можно успешно вести без образования юридического лица. В России незримо присутствует очень важная имиджевая составляющая: клиенты и партнеры вряд ли будут относиться серьезно к консалтинговой или юридической компании, зарегистрированной на индивидуального предпринимателя. У особо бдительных могут возникнуть подозрения в уклонении от уплаты налогов посредством широко известных схем с участием ИП. Так уж сложилось исторически: индивидуальный предприниматель воспринимается как что-то маленькое, например, ларек или мастерская по ремонту обуви. Или интернет-магазин.
Игнорировать требования закона не стоит, так как предусмотрено весьма ощутимое для бюджета маленькой компании наказание: за грубые нарушения правил учета на организацию может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей; каждый непредставленный сотрудникам налоговой службы бухгалтерский документ обойдется бизнесмену в 200 рублей, а в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях на руководителя будет наложен штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей. В качестве "бонуса" - потерянное время и нервы на общение с представителями налоговой инспекции, упущенная выгода, урон репутации.
Обычно предприниматели готовы нести дополнительные накладываемые государством обязанности, если понимают их целесообразность для страны. Однако в данном случае пользы для государства от подобной дополнительной нагрузки не видит никто. Если бизнес-сообществу не удастся воздействовать на законодателей и изменить упомянутую выше злополучную норму, последствия для бизнеса могут быть очень неприятными. В первую очередь пострадает микробизнес, то есть самые маленькие компании со штатом до 10 человек. Вопреки сложившимся стереотипам субъектами малого бизнеса могут быть достаточно крупные предприятия с большим штатом сотрудников и, скорее всего, пользующиеся услугами квалифицированного бухгалтера.
Компании, находящиеся в нестабильном финансовом положении, могут быть закрыты, так как нововведения легко могут стать для них "последней каплей". Напряженный информационный фон вокруг нового закона о бухучете, а также отсутствие грамотно структурированной и, что еще более важно, изложенной простым языком информации "отпугнет" потенциальных предпринимателей.