К мобильным социальным сетям относят мобильные приложения социальных сетей, разработанные под конкретную платформу, браузерные версии социальных сетей, неофициальные приложения, разработанные независимыми мобильными разработчиками.
Популяризация социальных сетей объясняет их многомиллионную аудиторию по всему миру. Общее количество пользователей социальных сетей в мире продолжает расти и в ближайшие 4 года увеличится, по прогнозам J son & Partners Consultng, более чем на 70%. Аудитория мобильных социальных сетей вырастет за этот период более чем на 120%.
Если говорить о российском рынке мобильных социальных сетей, то, по прогнозам, к 2016 году он вырастет более чем в 4 раза: с $41,4 млн до $132,1 млн. Рынок классических социальных сетей в России имеет более продолжительную историю и более широкую аудиторию, которая лояльна также и к мобильным аналогам социальных сетей. "Российская аудитория мобильных социальных сетей увеличилась в 1,7 раза с 7,05 млн в 2011 году до 12,5 млн человек по итогам 2012 года", - отметил руководитель направления цифрового контента J son & Partners Consulting Олег Дронов.
Одна из проблем рынка - сложные модели монетизации. "Пока социальные сети еще не поняли, как лучше зарабатывать деньги, - добавил Дронов. - Сейчас действуют четыре основные модели монетизации. Первая - рекламная. Вторая модель основана на получении дохода от платных приложений и сервисов, к примеру, игр. Третья модель работает за счет создания внутрисетевой валюты. Этот вид монетизации позволяет за реальные деньги приобрести, к примеру, "голоса" "ВКонтакте" или "ОК" в Одноклассниках и потратить их на дополнительные внутренние сервисы социальной сети - подарок другу или увеличение рейтинга. Четвертая - модель премиум-аккаунтов".
Основными драйверами рынка мобильных социальных сетей эксперты считают увеличение числа продаж смартфонов, снижение средней цены всех разновидностей мобильных устройств, улучшение показателей мобильного Интернета, рост аудитории традиционных социальных сетей.
"Социальные сети сейчас - площадка для продвижения продуктов, привлечения клиентов и рекрутинга. Традиционный обмен визитками сегодня заменяется на "добавление в друзья" в LinkedIn. И это не просто модное веяние, а все то же движение к социализации. Люди устали от формализованных и строгих коммуникаций, они готовы позволить себе быть людьми. В связи с развитием мобильного Интернета и 100%-ной мобилизацией населения люди остаются 24 часа на связи. А социальные сети - это прежде всего значительное повышение скорости обмена информацией и ее сохранность в первоначальном виде, что крайне важно для бизнеса, - отметила эксперт ГК "Техносерв" Екатерина Андреева. - Сегодня работа в социальных сетях - это обязательная часть маркетинга любой компании, которая работает с массовым сегментом".