Дело в том, что в пачках разнообразных готовых блюд, таких как лазанья, спагетти с мясным соусом и многих других, вместо заявленной говядины была обнаружена конина.
Первыми забили тревогу, кстати, не французы, а англичане, которым также хорошо известна марка "Финдюс" - она является одним из крупнейших в Европе производителей полуфабрикатов и "быстрой еды", предназначенной для разогрева в микроволновой печи или духовке. Еще в прошлом месяце в Великобритании поднялся большой шум из-за следов конины, обнаруженных в фарше, изготовленном в соседней Ирландии. Санитарные службы устроили проверку и таким образом вышли на "Финдюс", тем более что головной офис этой компании находится в Лондоне.
Сделали пробы, и оказалось, что содержание конины, в частности, в лазаньях "Финдюс", зашкалило за 60 процентов. Англичане были настолько шокированы (ведь там конину не едят и относятся к лошадям как к домашним животным), что один из тамошних парламентариев потребовал ввести мораторий на ввоз мяса из континентальной Европы. Правда, до этого дело пока не дошло.
Скандал как лесной пожар не мог не переброситься через Ла-Манш: ведь именно там, в частности, во Франции, находятся как производители готовых блюд "Финдюс", так и миллионы людей, их потребляющих. Специальное подразделение французского МВД - Центральное управление по делам конкуренции, потребления и борьбы с мошенничеством - сразу же начало расследование. И вот что выясняется. Конина в лазанье и прочих продуктах была произведена в Румынии на местных бойнях. Причем цепочка, по которой с востока Европы мясо попадало на ее запад уже в совершенно ином виде, имела множество звеньев. Оказывается, "Финдюс" делегировала право фабриковать свою продукцию французской компании "Комижель", имеющей производственные мощности в соседнем Люксембурге. Сырье же поставляла другая опять-таки французская фирма, специализирующаяся на закупках мяса, "Спангеро". Но и она далеко не последняя инстанция. "Спангеро" работала через голландскую трейдерскую контору, которая, в свою очередь, задействовала коллег с Кипра. Именно киприотские закупщики уже выходили на румын.
Председатель румынского профсоюза пищевой промышленности Драгос Фрумозу считает, что закупщики с легкостью могли установить, что приобретают, ибо мясо экспортируется в виде туш. По его мнению, в таких случаях невозможно перепутать говядину с кониной. Это значит, что был "либо сговор, либо этикетки поменяли уже позже", резюмирует Фрумозу.
То, что кто-то нагрел на этой мясной подмене руки, никто не сомневается. Ведь цены на конину в Румынии в несколько раз ниже, чем на говядину. Французский министр-делегат по делам потребителей Бенуа Амон говорит о сумме в 300 тысяч евро, но, судя по всему, речь идет о многих миллионах.