Такое поручение дал профильным министерствам и агентствам губернатор Николай Цуканов. Эта инициатива уже поддержана управлениями ФСБ России и УВД по Калининградской области как одна из действенных мер в борьбе с незаконной добычей солнечного камня.
Это, как пояснили в пресс-службе регионального правительства, часть мероприятий программы развития янтарной отрасли, предусматривающей в том числе пресечение незаконной добычи сырца и его легализацию.
Ожидается, что наделение территорий проявления янтаря особым статусом позволит применять весь комплекс мер по пресечению и привлечению к ответственности за противоправные действия, наносящие вред экономике и экологии Калининградской области.
В регионе запасы солнечного камня есть не только в карьере в поселке Янтарный, где ведет добычу госпредприятие - янтарный комбинат. Залежи древней окаменевшей смолы находятся во многих местах Зеленоградского района, о чем хорошо знают как нелегальные старатели, роющие свои незаконные карьеры, так и полиция, регулярно проводящая рейды.
Так, по данным пресс-службы регионального УМВД, в прошлом году сотрудниками полиции проведено 425 профилактических рейдов, в ходе которых за несанкционированную добычу янтаря-сырца задержано 588 граждан.
Впрочем, сейчас почти все, чем полиция может этих граждан наказать - это составление административных протоколов. Законодательство не позволяет ни серьезно оштрафовать расхитителей янтарных недр, ни конфисковать оборудование - а зачастую это не только лопаты и мотопомпы, но даже экскаваторы.
Калининградская областная дума внесла в Госдуму проект нормативного акта об уголовной ответственности за незаконную добычу янтаря. Ведь ущерб экономике области от "черных старателей" все растет: по оценкам местных законодателей, ежегодно из региона в сопредельные страны контрабандой вывозится около 60 тонн камня.
Делались попытки возбуждать уголовные дела по статье 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" и по статье 255 УК РФ "Нарушение правил охраны и использования недр". Но, как отметили в пресс-службе областной думы, обвинение либо разваливалось в суде, либо вовсе до него не доходило.
В результате даже участникам промышленных разработок нелегальных янтарных карьеров грозит штраф в размере двух тысяч рублей. Такие штрафы, как отметил председатель комитета по экономической политике областной думы Александр Кузнецов, копатели "легко компенсируют одним гребком экскаваторного ковша".
В мае прошлого года парламент региона одобрил подготовленный калининградским правительством проект изменений в УК РФ и УПК РФ. Суть предложения, как пояснили в пресс-службе областной думы, - дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 171.3, в явном виде содержащей систему наказаний за незаконную добычу янтаря и сбыт незаконно добытого янтаря (статьей 2 законопроекта вносятся соответствующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ).
Речь идет о наказании за нелегальную добычу янтаря штрафом до 300 тысяч рублей, или годом исправительных работ, или арестом на срок от двух до четырех месяцев. А организованную группу "черных янтарщиков", использующую механическую технику, предлагается штрафовать на миллион рублей с каждого члена артели или лишать свободы на срок до шести лет.
Кроме того, в законопроекте прописана возможность конфискации экскаваторов, помп для размыва грунта и прочего дорогостоящего оборудования, позволяющего нелегально добывать янтарь в промышленных объемах. Однако нижняя палата парламента страны отклонила этот проект.
- Аргументация такова. Во-первых, предлагаемые нами меры уголовного воздействия якобы чрезмерны. Во-вторых, действующее законодательство позволяет эффективно противодействовать нелегальной добыче янтаря. В-третьих, в присланных нами сопроводительных материалах не содержится "убийственной" статистики, - сообщил Александр Кузнецов. - На мой взгляд, в Москве формально подошли к рассмотрению нашей инициативы. А потому я готов еще раз инициировать похожий законопроект с использованием иных формулировок. К тому же, ужесточив наказание нелегалам, мы облегчим жизнь честным игрокам рынка, что в свою очередь повысит уровень инвестиционной привлекательности региона.