После аварии на шахте "Распадская" в Кузбассе был принят закон, который сделал обязательной дегазацию (удаление метана) горных выработок, то есть уже отработанного пространства. Предварительная дегазация угольных пластов обязательной не является. В Росуглепрофе считают, что это не правильно. "Как только комиссия сделает какие-то заключения по ЧП на "Воркутинской", мы, возможно, поднимем вопрос об обязательности проведения работ по геофизике и предварительной дегазации пластов", - отметил Мохначук.
Шахта "Воркутинская" относится к разряду сверхкатегорийных по метану. То есть содержание газа в угольных пластах там выше всяких нормативов. Также для нее характерна повышенная опасность по внезапным выбросам угля и горным ударам, которые могут произойти в любое время.
"Исходя из той информации, которая у нас есть, лава номер 832, где случилось ЧП, с точки зрения геометрии очень хорошая и удобная, - рассказал "РГ" Мохначук. - Ее длина 230 метров, угол наклона 9 градусов, мощность пласта от 2,5 метров до 3,6 метра, то есть люди ходят там в полный рост. Во время взрыва метана добыча угля в лаве не велась, проводились ремонтные работы. Проветривание было нормальное, воздуха хватало. То есть маловероятно, что лава была "загазирована" и там могло собраться большое количество метана. Сказать сейчас, что спровоцировало взрыв, достаточно сложно. Выводы сделает комиссия, которая там работает".
Нужно заметить, что на шахтах Воркуты неоднократно были выбросы и горные удары. Учитывая повышенную опасность, там просто необходимо заниматься геофизикой горных пластов и их предварительной дегазацией, то есть удалением метана до того, как туда заходят горняки, полагает Мохначук. "Это затратные мероприятия, нужно содержать группу специалистов, которые будут обследовать шахту, делать замеры. Работодатели в основной своей массе сейчас этим не занимаются, предпочитают экономить", констатировал председатель Росуглепрофа.