Бывший тульский бизнесмен Игорь Гончаров был осужден в ноябре 2005 года Лефортовским районным судом Москвы по одному из эпизодов "дела "ЮКОСа". Вместе с девятью подельниками он под видом благотворительности занимался отмыванием денег, обвинялся сразу по трем статьям Уголовного кодекса РФ и по совокупности получил 13 лет лишения свободы со штрафом в один миллион рублей. Однако в 2010 году президент России Дмитрий Медведев подписал указ, смягчающий наказание за экономические преступления. На этом основании срок Гончарову был уменьшен: сначала до 12 лет и 11 месяцев, затем до 12 лет и 9 месяцев. Приговор его в соответствии с частью 3 статьи 396 Уголовно-процессуального кодекса РФ был пересмотрен по месту отбывания наказания, и это, по мнению Гончарова, нарушило его конституционные права, поскольку ранее назначенные фигурантам дела одинаковые сроки лишения свободы были заменены разными.
- Суды по разным местам исполнения наказания подельников смягчили их ответственность в разной степени, - указал он в жалобе, направленной в Конституционный суд. - Одинаковые наказания стали разными, а мое стало самым суровым, хотя в исходном приговоре степень моей вины и наказание не были самыми тяжкими.
По мнению Гончарова, пересматривать приговоры должны суды по месту их вынесения, где есть возможность ознакомиться со всеми нюансами прежнего дела. Однако позиция представителей исполнительной и законодательной власти в КС РФ свелась к тому, что, во-первых, пересмотр приговора в связи с либерализацией законодательства не влечет за собой установления новых обстоятельств дела, а во-вторых, приговор суда нельзя сводить к простой арифметике. Наконец, доставка осужденного к месту постановления приговора влечет за собой большие трудности как финансового, так и организационного характера, что в конечном итоге не в интересах самого осужденного. Косвенно это подтверждает и ситуация с Гончаровым, в настоящее время отбывающим наказание в Барнауле: свою жалобу он направил в письменном виде и правом на присутствие на заседании КС своего защитника или иного представителя не воспользовался, хотя был уведомлен о том, что его дело принято к производству.
Конституционному суду пришлось затребовать дополнительные материалы, чтобы проверить факты, изложенные в жалобе Гончарова. Однако за время судопроизводства дело бывшего предпринимателя было вновь пересмотрено судом общей юрисдикции, и срок заключения ему был сокращен до 9 лет лишения свободы. Таким образом, у суда пропали основания рассматривать жалобу гражданина.
- Обсуждение вопроса перешло в область абстрактного нормоконтроля, который в соответствии с федеральным законодательством не производится по жалобам граждан, - пояснил судья-докладчик по данному делу Николай Селезнев.
На этом основании КС РФ вчера принял решение прекратить производство по жалобе гражданина Гончарова.