Накануне Дня Святого Валентина социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru выяснили, какие планы наши сограждане строят на самый романтичный и даже гламурный из относительно новых праздников. Что собираются дарить любимым, на что надеются сами. И вообще не наскучила ли им эта традиция - отмечать День всех влюбленных так же широко, как в прежние годы.
Оказалось, что мода на "валентинки" и правда несколько поутихла. Хотя, конечно, полностью Валентин позиций не сдает, и наши сограждане с удовольствием помянут его 14 февраля. Но с одной оговоркой: не в стенах родного офиса. Согласно данным опроса посетителей портала Superjob.ru - активных работающих россиян, пользователей интернета, каждый третий из них так или иначе воздаст Св.Валентину подобающие почести. Однако в рабочем коллективе поздравят коллег открытками-валентинками лишь скромнейшие 6% респондентов.
Более того: как показали опросы, интерес в России к Дню Святого Валентина заметно поутих, ажиотажа явно нет. Если в 2007 году отмечать 14 февраля собирался каждый второй опрошенный (50%), то в 2009-м таких было уже 40%, в 2011-м - 37%, а год назад - 39%. За год от этой традиции отказались, как видим, еще 6%. Естественная убыль романтиков и влюбленных с сердечками и валентинками наперевес за 6 лет - с половины до трети опрошенных.
84% работающих россиян сказали, что на работе праздник у них отмечать не принято: "это дело двоих влюбленных". Однако в 6% компаний, видимо, придерживаются принципа "коллектив - одна семья" (или просто любят собраться и что-либо "неформально отметить"). Там сотрудники подпишут друг другу валентинки, а потом, возможно, сходят в ресторан или устроят чаепитие всем отделом. По словам кадровиков по персоналу, которые обычно отвечают за организацию праздников, в программе вечера - конкурсы и подарки, печенье с предсказаниями и т.п. История, правда, умалчивает, положены ли бонусы к зарплате тем, кто убедительнее всех признается в любви начальству. Кое-где это было бы и недальновидно: "У нас слишком серьезная компания и начальник - одинокая женщина… Не поймет"; "Так как мы сеть магазинов, то планируем акцию для покупателей. А для сотрудников - нет".
Некоторые традиции офисного Валентина, описанные респондентами в своих комментариях, живо напоминают времена ударного труда, почетных досок и безалкогольных свадеб: "Это конкурс для коллективной работы. У нас на работе склады, в конторе кабинеты. Раздаем лекала валентинок, и каждый отдел на свое усмотрение раскрашивает, вышивает или пишет на ней пожелания для руководства, все работы размещаем в "красном уголке", потом выбираем лучшие три места и награждаем победителей"; "Ставятся ящики для анонимных признаний в любви, а потом специальные посланники любви ходят по комнатам упомянутых в открытках коллег и вручают валентинки"; "Планируется ввести тему Дня святого Валентина в учебный процесс - это один из трех основных праздников англоговорящего мира".
Бедный Валентин. Неизвестно, что хуже для его многострадальной головы - острый меч в римской темнице или тупой официоз в "красном уголке"…
Начальство не упустит и случай совместить приятное с полезным для себя и навести некие справки о персонале. Судите сами: "За счет средств компании закупаются маленькие валентинки... Далее придумывается сценарий (к примеру, заходим в каждый отдел и дарим маленький кактус со словами: "Чтобы атмосфера была в отделе радушной, а колким только этот кактус" и пачку чая для душевной беседы и теплого общения). Каждому работнику дарится по 2-3 валентинки и предлагается отправить их с теплыми словами своим коллегам. Сообщаем, что почта работает сегодня до 16.00 и где будут стоять ящики... После 16.00 ящики собираются сотрудниками, проводившими мероприятие, почта сортируется и разносится адресатам. У всех так светятся глаза, ведь каждый хочет прочитать немного добрых слов. И заодно виден психологический климат в коллективе, кого в коллективе любят, а кого нет. Сценарии каждый год меняются, остальное остается…" - комментарий от кадровика.
За пределами офиса, конечно, романтика будет цвести довольно пышным цветом. Естественно, что наибольшее число тех, кто отпразднует День Св. Валентина выявилось в группе респондентов до 24 лет. Среди них праздновать намереваются 37%, а вот в группе россиян, которым больше 45 лет, - только 22%. Старшее поколение упирает на моральные резоны, на то, что святой "не наш", и вообще все это глупость и маркетинговый ход продавцов сувениров и розочек. Молодежь откровенно веселится: "Один из самых романтических праздников года!"; "Будем есть суши, пить мартини при свечах!"; "Любовь движет миром, как не отметить!".
Особые надежды на этот праздник возлагают женщины - отмечать 14 февраля намерены 36% из них (по сравнению с 30% среди мужчин). Интересно, куда в данном случае "провалились" недостающие проценты?
Самым популярным подарком ко Дню святого Валентина остается ужин при свечах. В этом году устроит его для объекта своих романтических чувств каждый пятый россиянин - 19%. Таких любвеобильных гурманов тоже стало поменьше: в прошлом году подобный ответ давали 24%. И снова женщины лидируют: именно они вдвое чаще всего готовы и стол накрыть, и свечи зажечь, и помыть потом посуду (24% против 12% среди мужчин).
На втором месте рейтинга романтичных подарков - цветы. В этом году их подарят любимым 15% опрошенных (год назад и в 2011 году - по 16%). И если дамам больше нравятся свечи, бокалы и изысканные яства, то мужчины обычно следуют совету из старой комедии и даме дарят исключительно цветы, а не "мороженое" (27% против 3% среди женщин).
Каждый десятый участник опроса (10%) ограничится открыткой (их напишут и вручат 12% женщин и 7% мужчин). Парфюмерию или косметику подарят предмету своих симпатий 8% респондентов (11% дам и 6% представителей сильного пола). Сладости преподнесут 8% женщин и 7% мужчин. Ужин в ресторане - 6% женщин и 8% мужчин.
Почти столько же россиян (по 6%) подарят любимым билеты в кино, театр или на концерт.
Среди подарков - валентинки, сделанные "вместе с детьми" (подарок жене и матери), полет в аэротрубе, постельное белье, сертификат на фотосессию и самолично снятый романтический видеофильм. И многое другое. Самый приятный для женского слуха ответ - "что попросит…"
Мужчины помнят, что лучшие друзья девушек - это бриллианты. Или хотя бы бижутерия. Поэтому в ювелирные магазины за подарками для любимых отправится прежде всего сильный пол (10% против 3% среди женщин), а вот билетами на спектакль или концерт свою вторую половину чаще порадуют женщины - 8% против 5% среди мужчин. Кроме того, женщин больше среди тех, кто привык дарить на День всех влюбленных одежду (8% против 2% мужчин).
Наши люди очень гуманны. Только 4% подарят своим возлюбленным стихи собственного сочинения, лишь один из сотни - домашнее животное. Но при этом достаточно прижимисты: каждый пятый (19%, или 15% среди мужчин и 23% среди женщин) не подарят любимым ничего. Вообще ничего, кроме морального удовлетворения. И еще подведут под этого идеологическую базу, отдающую демагогией: "Уважение и духовную преданность положено дарить своей второй половине всю жизнь!"; "Сама себе купит, не маленькая!"
Примерно столько же (20%) респондентов проигнорируют праздник по религиозным причинам: "День Святого Валентина - католический праздник, искусственно привнесенный в наши реалии"; "Нет такого праздника"; "У нашего народа есть замечательный русский праздник - День Ивана Купалы! Вот его и буду отмечать!"- говорили они. Так что их возлюбленным придется обойтись без подарков и поздравлений. Зато порадоваться, что сердце они отдали цельной натуре, не изменяющей своим принципам даже в угоду любви и романтике.
В общем-то, и то хлеб. Хоть что-то в утешение, если праздник отменяется, а подарка не будет. "Лучший мой подарочек - это я...",- сказал один из отказников. Напрасно он так самоуверен, но - пусть заблуждается хотя бы в праздник.