Конечно, большой сенсации в самом факте появления этих интереснейших документов не было, ведь о предстоящей борьбе за финансовую чистоту чиновничьих и депутатских рядов глава государства говорил еще в декабре прошлого года, выступая с Посланием к Федеральному собранию. Уже тогда бурные аплодисменты большинства адресатов этого "особого посыла", встреченные президентом с фирменной усмешкой, говорили о согласии элиты на жертвенные действия.
Конечно, большинство предложенных требований и ограничений вполне разумны и были ожидаемы, поскольку в той или иной форме неоднократно озвучивались как представителями исполнительной власти, так и законодателями.
Однако некоторую интригу предстоящему обсуждению этих законов и голосованию по ним добавляет тот факт, что значительное количество участников этих парламентских процедур прямо ли, косвенно подпадают под действие новых норм.
Скорее всего, как обычно, каких-либо ощутимых "хлопаний дверьми" или думских каминг-аутов мы не увидим. Хотя интересно будет посмотреть, как наиболее последовательные критики ограничений воспользуются предоставившейся возможностью напрямую перед своими избирателями провозгласить то, о чем неоднократно говорили меж собой в кулуарах. С открытым забралом выступать против президента в процессе отстаивания собственных интересов еще никто не отваживался. Такова наша политика. Но, впрочем, оставим этот нелегкий выбор самим народным избранникам.
По-моему, как минимум два положения из понедельничного президентского пакета по запрету зарубежных счетов чиновников и членов их семей привлекают особое внимание.
Одно из них касается перечня целей, ради которых вводятся подобные ограничения. Ведь до этого момента было озвучено достаточно аргументов в пользу той или иной генеральной линии. Согласно документу таких линий теперь несколько - "запрет устанавливается в целях обеспечения национальной безопасности, упорядочения лоббистской деятельности, увеличения инвестирования в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции". Оправданы все цели контроля за чиновниками и лоббистской деятельностью депутатов (а раз уж появилась такая формулировка, то, наверное, можно ожидать появления в обозримом будущем и столь долгожданного закона о лоббизме).
Второй важный пункт фиксирует, что информацию о нарушениях чиновниками и приравненными к ним лицами для начала соответствующей проверки кроме правоохранителей могут (!) подавать Общественная палата, руководящие органы политических партий и общественных объединений и общероссийские СМИ. Вот это действительно интересно. Расширение количества официальных источников чрезвычайно важно. Посмотрим теперь, как наши "ответственные институты гражданского общества", любящие порассуждать о борьбе с коррупцией, воспользуются возможностями проявить свою принципиальность, предоставленными Путиным.
Ну и последнее. Избавление от "офшорной аристократии" будет нелегким в первую очередь для самой власти. После начала процесса ей уже не удастся без потерь "дать задний ход". Иначе это будет выглядеть серьезным политическим поражением. Так же как поражением станет и желание найти лишь нескольких незначительных "козлов отпущения". Ну, или "медведей", если так кому-то больше нравится. В таких принципиальных делах не должно быть "животных", равнее других.