На обывательском уровне во многих странах руководство Северной Кореи любят представлять как сборище непредсказуемых, крайне опасных и бесноватых генералов и партийных лидеров. КНДР же, как привыкли отмечать в прессе, постоянно голодает, но при этом умудряется и ракеты запускать, и ядерные бомбы взрывать. Причем, как доказали ракетный запуск 12 декабря прошлого года и недавние ядерные испытания, Пхеньян в этом объективно преуспел - ракета-носитель успешно полетела, а бомба сдетонировала, причем став самой мощной за историю КНДР.
Сразу следует отметить, что в руководстве КНДР хватает очень прагматичных, логично мыслящих, умных политиков и стратегов, которые знают, что им нужно и которые идут к своей цели. Хотя бы тот факт, что КНДР несмотря на все трудности последних двух десятилетий смогла выжить в условиях сильнейшего внешнего давления, говорит в пользу незаурядных качеств лидеров Северной Кореи. Бесноватые и психопатические политики не прошли бы таких испытаний, а потому рисовать таковыми лидеров Севера - это только вводить себя в заблуждение. Это не стремление похвалить Пхеньян, а констатация объективного факта: КНДР выжила и продолжает существовать, когда многие другие государства уже успели пережить перевороты, сменили политическую ориентацию или вообще исчезли с политической карты мира.
Относительно успехов Пхеньяна на ракетном и ядерном направлении можно сказать следующее. На ее амбиции в этих сферах с подозрением смотрели еще в эпоху СССР, а потому не особо помогали. Так что северные корейцы, конфуцианское упорство, настойчивость, усидчивость и тяга к знаниям которых никуда не делись несмотря на социалистическую идеологию, сумели заложить научную и производственную базу своих успехов уже достаточно давно, параллельно научившись делать все самостоятельно либо при минимальной внешней помощи. Очевидно, что ракетная и ядерная военная программы пользовались приоритетным финансированием со стороны руководства КНДР постоянно. И успехи Пхеньяна в этих сферах доказывают, что даже в крайне неблагоприятном окружении подобные режимы, концентрируясь на узких сферах, способны достигать впечатляющих успехов. Напомним, та же соседняя Южная Корея, чьими экономическими успехами принято восхищаться, до сих пор не может самостоятельно создать ракету-носитель, а вот КНДР может, что показала успешным запуском системы "Ынха-3" 12 декабря прошлого года.
То же самое можно сказать и про военные ядерные разработки КНДР. Если еще 10 лет назад хватало скептиков по поводу возможностей Севера в части проведения ядерных взрывов, то теперь спорят о деталях, признавая, что Пхеньян, хотим мы это говорить открыто или нет, но уже де-факто присоединился к клубу ядерных держав.
Не исключено, конечно, что какую-то помощь северокорейцы получили для своих успехов извне. В начале 1990-х годов говорили о каких-то российких ракетчиках, которых, впрочем, достаточно быстро вернули в Россию, о помощи со стороны Ирана, Пакистана, Сирии, о сотрудничестве даже с Бирмой. Все это вполне могло помочь КНДР добиться впечатляющих успехов в ракетно-ядерной программе, но в любом случае очевидно, что в основном Север всего добился сам. Как показали результаты недавнего изучения южнокорейскими и американскими экспертами обломков северокорейской ракеты-носителя "Ынха-3", все ключевые компоненты были созданы в КНДР, если что-то и ввезено, то мелкие детали, которые не подпадают ни под какие санкции.
Следует также отметить еще один факт. Часто можно услышать, что КНДР, мол, надо использовать деньги не на создание бомб и ракет, а на экономику, так как народ практически от голода умирает. В таких утверждениях есть слабое понимание общей ситуации. В условиях напряженных отношений КНДР со многими ведущими державами региона Пхеньян вынужден создавать образ мощного военного государства. Хотя бы с точки зрения инстинкта самосохранения руководства страны. И здесь, как ни парадоксально это звучит, нет ничего дешевле и эффективнее, чем ядерное оружие и средства его доставки. У КНДР не хватило бы никаких средств, если бы они пытались конкурировать даже только с Южной Кореей по части внедрения современных "обычных", но уже весьма дорогих и сложных видов оружия. А вот атомная бомба даже со всеми ракетами в целом обходятся намного дешевле, чем те же "самолеты-невидимки", крылатые ракеты с потрясающими показателями точности, "умные боеприпасы" и прочий "военный хай-тек". А потому даже с чисто экономической точки зрения Северу дешевле избрать путь "ассиметричного ответа": один раз напрячься, создать ядерную бомбу, убедительно протестировать ее, а потом уже пугать всех, отбивая охоту у потенциальных противников "принести свободу на броне танков". К сожалению, опыт Ливии доказал многим, что с отказавшимися от своего ядерного оружия странами разговаривают совсем иначе. Пхеньян этот урок хорошо воспринял. Создать атомную бомбу дешевле, чем содержать высококачественные современные вооруженные силы, она страшнее и пугает всех больше, даже если всем ясно, что вы ее никогда не задействуете. Именно этим и объясняется логика поведения КНДР, упорство с ракетными и ядерными амбициями и нежелание расставаться с этими видами оружия.